Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

     

    Олег Ивик: История и зоология мифических животных

     

    Бестиарий московского царства в эмблематике животных

      Юрий Коваль: Бабочки

     

     Символика и поверья о животных
    Бык

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


              Бык — в славянской традиции более всего почитаемое животное, воплощение силы и мужского начала; жертвенное животное. Ср. Вол и Говядо.
            В южнославянской космологии Бык (иногда буйвол или вол) — космофор, опора земли. В Сербии полагали, что земля держится на четырех Быках: черном (на западе), сивом, половом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Бык, стоя в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют, и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них и будет всемирный потоп. Подобные верования известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям.
            Бык как жертвенное животное известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловской губерниях. Собирая в праздник (Ильин день или др.) мужскую скотоводческую братчину, закалывали Быка, которого выкармливали всей общиной, съедали его сообща или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые якобы приносили удачу. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость «Ильинского» (т. е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильин день) Бык утраивает добычу. Олонецкие мужики стремились на пиру захватить кусок бычьего мяса с костью, «чтобы захватить счастье», ибо «с тем, кто имеет ильинскую кость, всегда пророк Илья». Они же полагали, что жертвенный Бык «красного цвета» обеспечивает (через пророка Илью) ясную погоду во время жатвы и сенокоса. На Орловщине кости «оброшного» (оброчного — «обещанного») Быка после братчины закалывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».
              В селах вокруг Кирнлло-Белозерского монастыря тоже приносили в жертву «обещанного» Быка: у Вещозера на храмовый праздник (Рождество Богородицы — 8.IX) у паперти закалывали Быка, варили его мясо и раздавали нищим, а остальной «обещанный» скот продавали мясникам, вырученные деньги шли в пользу церкви. В тот же день, по преданию, приходили прежде к церкви олени и прилетали утки, а из Вещозера выходили особой породы быки. В Костромском кр. при болезнях и падеже скота устраивали «Микольщину» («величали Великого Миколу»). Для этого «обещали» новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы (6.XII) и справить обед на всю деревню. В Макарьевеком у. на Нижегородщине обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трехлетнего Быка приходился на мясоед — глухую осень или раннюю весну. В вост. Сербии в Ильин день зарезали Быка, варили его в большом котле и съедали всем селом сообща на месте Петикладениц, где было пять священных ключей-колодцев. В них люди умывались по пятницам и воскресеньям и оставляли деньги, на которые и покупали Быка. В тот же день в Велесе (Македония) на «оброчном» месте собирались жители нескольких сел и после общей молитвы варили мясо быка. Болгары в понедельник, предшествующий дню св. Параскевы Пятницы, посреди села закалывали Быка, варили мясо и съедали за общей трапезой. Обряд этот был распространен у болгар в вост. Фракии и около Андреанополя.
           В некоторых польских зонах Бык — центральный персонаж троицких обрядов. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из березы и гнали впереди стада, либо на Быка сажали чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд woloux uxsele — воловьей свадьбой (окрестности Тыкоцына и Вельска над Наревом). В Куявии Бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня.
             В славянских местных преданиях известны духи охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде Быков. Сербы в Метохии рассказывали, что в с. Црна Врана на Подриме из глубокого источника выходил большой Бык и нападал на сельских волов. Тогда кто-то из крестьян выковал железные наконечники на рога своего вола, и вол забодал быка, после чего источник пересох на десять лет. Сербы верили, что Бык охраняет клады, притом, «чтобы выкопать клад, надо принести в жертву своего Быка и зарезать его на месте закопанного клада». В Зап. Украине (Корочанский повет) записана быличка о полевике, охранявшем криницу, в виде летучего Быка, то бродившего около ключа, то исчезавшего. О связи рогатого скота с небесной водной стихией.
             Первая туча перламутрового отлива, предвещавшая грозу и град, в Вологодском кр. называется бык. Место, где убило громом человека, чтобы тот не стал вампиром, в Хомолье (с.-вост. Сербия) кропили святой водой и окуривали базиликом, чебрецом и щетиной одномастного (без пятен) Быкf. По болгарским представлениям, Бык недосягаем для нечистой силы, наряду с волком и медведем. С другой стороны, нечистый сам мог появиться в облике Быка, по поверьям сербов-лужичан (стада черных бычков, бычки-телята), украинцев (два дерущихся бычка, бычок — «скотинка лесового бога», бык-полевик и т. п.).
    Бык - излюбленная маска и персонаж святочного и масленичного ряжения. В Костромском кр. была известна святочная игра «в быка». Парень с горшком на ухвате (символ рогов) и с накинутым пологом приходил в избу, мычал около девок и махал головой, как бык. Его продавали, и, когда сторговывались, кто-то из толпы «убивал быка» — бил по горшку, разбивал его, и парень, изображавший быка, убегал вон из избы, а другие парни били заранее приготовленными соломенными жгутами девок, спрашивая: «С кем быка ела?» У хорватов в Бании известна свадебная игра в «быка».
             В толкованиях снов черный Бык ~ неминуемая опасность, белый Бык — болезнь, изнеможение (рус).
             Бык в славянских загадках — субститут месяца, солнца, дня и ночи, неба и земли (рус. «Два быка бодутся — вместе не сойдутся»), потолка и пола, огня и горшка (бел. «Рыжы бык ды чорнага лтже») и др.
              Древнейшее известие о жертвенном Быке принадлежит Прокопию Кссарийскому (VI в.). Он сообщил, что славяне веровали в верховного бога-громовержца, в жертву ему приносили Быков и иных священных животных.


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info