Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

     

    Олег Ивик: История и зоология мифических животных

     

    Бестиарий московского царства в эмблематике животных

     

    Юрий Коваль: Бабочки

     

     Символика и поверья о животных
    Кошка, Кот

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


             Кошка, кот — домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой.
            В народной традиции Кот чаще всего коррелирует с собакой, объединяясь с ней по одним признакам и противопоставляясь по другим. Пара - Кошка и собака - фигурирует в ряде словесных формул, в поверьях, легендах и т. п. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи говорят: «На пса уроки — на кота помысл» (укр.); [Сглаз на собаку, чахотка на кошку] (пол.). Кошка и собака сопоставляются по принципу женский - мужской, напр. в поговорке: «Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе» (Даль 2:182). Русские считают: «Собака обжора, а кошка сластена»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот» (Даль ПРН:946). По пол. поверью, тот, кто обольет кота водой, заболеет чахоткой; то же постигнет и того, кто плюет на собаку. С Кошкой и собакой связана известная легенда о хлебном колосе. Вражда Кошки с собакой находит символическое воплощение в любовной магии: чтобы разлучить супружескую пару, в брачную постель молодым кошачью шерсть, спутанную с собачьей (рус), обливают супругов водой, в которой мыли вместе Кошку и собаку. Собака как пара домашних животных соотносятся с парой диких зверей — медведем и волком.
            Представления о чистоте или нечистоте Кошки тоже часто либо объединяют, либо противопоставляют ее собаке: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста» Даль ПРН:946); «Собака не то, что кот, животное нечистое». По болг. представлениям, Кошка проклятое животное, а собака — благословенное: Кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Отношение к Кошке неоднозначно. Ср.: кого Кошки любят, тот счастлив (вят.); кто Кошку любит, будет жену любить (рус); Кошка произошла из рукавицы Божьей Матери мурлыканье кота не что иное, как молитва за хозяина, который его кормит. ; кот, увиденный во сне, толкуется как неискренний человек (краков., кашуб.) или враг такой сон сулит ложь, обман, стыд (Краснодар.), несчастье неприятность или смерть чихание или кашель Кошки навлекает на дом несчастье. Убивать Кошку запрещено, иначе навлечешь на себя несчастье. Нельзя спать с Кошкой: от этого можно заболеть (укр. буковин.) или «лягушки в голове заводятся», т. е., по-видимому, мутится рассудок (рус), а от мурлыканья кота портится разум (Краков.). Нельзя везти Кошку лошадьми (серб,), иначе лошадь будет сохнуть и околеет, жеребая кобыла скинет жеребенка. По народным представлениям, Кошка происходит от дьявола, в Кошке сидит вселившийся в нее дьявол, черную Кошку даже называют «дьяволом»; в семилетнюю Кошку вселяется дьявол, и она становится нечистой (укр.); двенадцатилетнюю Кошку считают полудьяволом. Кошек запрещено впускать в церковь. Коту и собаке нельзя есть пищу, освященную в церкви если дать, они сдохнут, ослепнут или уйдут из дома и одичают (житомир.). Ср., однако, у поляков: на Пасху Кошке и собаке дают освященного хлеба с маслом. Двойственность в отношений к Кошке присутствует и в народных легендах о Ноевом ковчеге: Кошка заткнула хвостом дыру в ковчеге, которую прогрызла мышь — дьявольское создание (вят.); Ной платком заткнул дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом, а Бог превратил платок в кошку чтобы она ловила мышей (пол.); Кошка поймала и съела мышь, в облике которой в ковчег проник дьявол, тогда дьявол, будучи не в силах выйти наружу, влез Кошке в глаза (краков.).
               Плохая примета, если Кошка перебежит дорогу или встретится в пути. Если Кошка пробежит между женихом и невестой, перебежит дорогу свадебному поезду или попадется ему навстречу, брак расстроится или будет неудачным (рус, бел.). Охотнику и рыбаку встреча с Кошкой сулит неудачу в лове. Запрещено было упоминать Кошку у русских во время охоты на соболя (вместо этого ее называли запечёнка), у сербов - во время рыбной ловли.
              Кошачий облик присущ разнообразным персонажам народной демонологии. Чаще всего нечистая сила предстает в облике черной Кошки. С другой стороны, сама Кошка, по мнению поляков Подгалья и Вармии, способна видеть нечистую силу. Особенно распространены поверья об обращении ведьмы в Кошку. В образе Кошки может появляться черт.
             Часто в облике Кошки предстают души умерших, в частности искупающих свои грехи или умерших не смертью детей, умерщвленных матерями). По ю.-слав. представлениям, покойник, через которого перескочила Кошка становится вампиром. По поверьям, сам вампир тоже может принимать облик иногда белой, со светящимися глазами Кошки и т. п. В виде Кошки показывается смерть умирающим маленьким детям (пол.). У некоторых вост. славян в образе Кошки, особенно черной, персонифицировалась «коровья смерть» или холера.  В белых Кошек могут обращаться зарытые в землю клады. У Кошки в поверьях обнаруживается связь с громом. Русские верят, что черная Кошка, как и черная собака, оберегают дом от попадания молнии, однако считают опасным и присутствие их во время грозы (нижегород.). Поляки и македонцы выгоняют Кошку и собаку из дома во время грозы, полагая, что они притягивают молнию и что они тем опаснее, чем длиннее у них хвосты. Согласно бел. поверью, во время грозы «Бог нячисьцика бъёць», а черт прячется от Бога, обращаясь в Кошку, собаку или другое животное. Согласно укр. лесник во время грозы увидел черную Кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей, после чего ему во сне явился св. Георгий, сказавший, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.
               Кошке присущи черты домашнего покровителя, сближающие ее с лаской. — хозяин хаты. пропадэ и хозяйство пропадэ. Дэ там и вэдэца» ПА). По пол. поверью, черные собака, Кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от силы, по рус. (нижегород.) от грозы и вора. Украинцы Галиции верят, что счастье в дом приносит краденая Кошка. А в несчастливом доме, по мнению поляков, Кошки не ведутся. Если Кошки в доме не ведутся, мертвую Кошку зарывают в землю стоя (ярослав.). Ср. обычай зарывать живьем в воротах дома Кошку мордой на улицу и зайца мордой во двор для того, чтобы велись овцы. У вост. славян, у поляков при переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала Кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом Кошку сажают на печной столб рядом с дымовой трубой, т. е. туда, где по распространенным поверьям обитает домовой. Поляки Люблина, однако, считают, что при переезде в новый дом нельзя сразу брать с собой Кошку, т. к. с ней на новое место перенесется несчастье; забрать Кошку в новое жилище можно лишь спустя несколько дней.  У вост. славян (особенно у русских и украинцев) нередки рассказы об обращении в Кошки домового. Выбор масти скота, определяемый чаще всего домовым или окраской ласки как домашней покровительницы, диктуется и цветом шерсти Кошки: какой масти кота, собаку и т. п. встретит хозяин во время обхода своей усадьбы в Чистый четверг, такой масти следует держать скот. Под основание дома закапывают живых Кошку и собаку той масти, какой желательно иметь скотину (калуж.). Считают, что дом, в котором есть черный кот, находится под опекой черта (пол. катовиц.).
               Кошка используется в народной магии и медицине. Согласно поверью, у черной Кошки или кота имеется кость, способная сделать человека невидимым. В Малопольше верили, что для того, чтобы отыскать ее, нужно заживо сварить черного кота, которому семь лет семь месяцев и семь от роду, и пробовать брать в рот каждую его косточку. Чехи считали, что нижняя челюсть черного задушенного и сваренного в сочельник, может сделать человека невидимым и открыть ему клады. Аналогичные действия с черным котом предписывалось также совершать для приобретения себе в услужение черта-домового: нужно варить его живьем и в полночь на перекрестке наколоть его костью себе палец и подписаться кровью (укр. в полночь в лесу на росстанях испечь его, съесть мясо, а кости за спину, призывая к
    себе демона. У нижних лужичан стой же целью следовало в полночь отнести в мешке черную Кошку к церкви и трижды постучать в церковную дверь, тогда якобы явится черт, заберет мешок и заплатит за него монетой. По поверью поляков Краковского пов. умершего можно увидеть, посмотрев сквозь кость сожженной для этого Кошки. Чтобы отомстить ведьме, отобравшей у коровы молоко, ночью в новолуние под порог ее хлева живьем закапывали пойманного кота, отчего молоко у ее коров должно было смердеть. В Полесье ради хорошего урожая льна закапывали на поле котенка. В некоторых рус. губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой Кошкой. В Волынской губ. совершали опахивание от холеры на черных собаке и петухе. Опухшее вымя у коровы лечили, царапая когтями домашней Кошки по больному вымени (подляс), У украинцев был распространен способ лечения чахотки у детей путем купания ребенка в купели вместе с иногда черной, чтобы болезнь перешла на Кошку И наоборот: чахотка появится, если съешь кошачий волос (луж.).
    Кошка как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон Поэтому образ кота часто встречается в детских колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок хорошо спал.
     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info