Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

     

    Олег Ивик: История и зоология мифических животных

     

    Бестиарий московского царства в эмблематике животных

     

    Юрий Коваль: Бабочки

     

     Символика и поверья о животных
    Курица

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


             Курица, куры — домашняя птица, наделяемая брачно-эротической символикой (ср. яйцо как символ плодородия), демоническими чертами и выступающая в ритуалах маркером «переходных» состояний, процессов. особь (курица) противопоставлена петуху, однако в форме куры это противопоставление нейтрализуется. Разведение кур составляет и высоко ритуализованную отрасль домашнего хозяйства.
              У славян спорадически фиксировалось отсутствие куриного мяса в бытовом рационе, шире встречается отказ от потребления в пищу наседки. В рус. традиции существует специальный обряд, в котором едят наседку.
               Для приготовления блюда из Курицы птице рубят голову топором или ножом, как правило, на чурбаке для рубки дров. Колоть Курицу запрещено женскому полу всех возрастов, у девушки от этого будут обильные месячные. Если птица с отрубленной головой долго не затихает, то говорят, что у того, кто ее заколол, тяжелая рука; чтобы Курица утихла, юж. славяне втыкают нож или топор в землю. Ощипывает и разделывает заколотую Курицу женщина. Считали, что девушка не может выходить замуж до тех пор, пока не научится разрезать Курицу на части. Ощипав и опалив Курицу, сразу отсекают и выбрасывают ее ноги (часто вместе с головой). По укр. легенде, когда Христос прятался от евреев, Курицы выгребли его: за это не едят их ног, которые прокляты Спасителем. Куриные ноги забрасывали на поветь или под печку, чтобы Курицы хорошо велись и неслись (Поволжье; Рязанская обл.); сербы выбрасывали ноги рождественской Курицы, чтобы остальные Куры не разгребали грядки; русские бросали куриные ноги в дар колядникам.
             Вареную или жареную Курицу на трапезу обычно подавали за столом ее ломал руками старший в семье; ели, держа кусок в руках. Голову иногда съедал старший в семье, но обычно - хозяйка чтобы узнавать своих Кур. Часть хозяина - грудина (ю.-слав.). Сербы не дают ребенку есть куриные крылья, чтобы он не вздрагивал во сне или не «полетел» (не упал с высоты); Крылья оставляет себе хозяйка (серб.), ими наделяют дочерей, чтобы «улетели» — вышли замуж (в.-слав.), невесток и взрослых сыновей, чтобы были быстрыми и ловкими в работе (болг.). Гузку давали дочерям и сыновьям, чтобы были богатыми, или невестке, чтобы «ей с ребятишками сидеть» бедро — мужчинам, чтобы ходили копать, пахать. По поверьям, темные круги под глазами бывают у тех, кто ест куриные желудки. В Болгарии беременной запрещено есть крыло, чтобы не родить немого. Нельзя есть куриное мясо раненым людям, т. к. рана будет «разгребаться» (серб.).
              Куриные кости не принято ломать во время еды; особенно стараются сохранить грудную кость (рус. кобылка, ю.-слав. кобилица, коняка, самар); Юж. славяне гадают по этой кости. Македонцы через куриную кобылку начинали кормить младенца грудью, чтобы он вырос умным и ловким. У славян распространено застольное гадание с ключичной костью Курицы. (в.-слав, вилочка, дуга, дужка, ю.-слав. вилчита); двое сотрапезников тянут мизинцами за ее концы, чтобы определить, кто будет счастливей, богаче, дольше жить, позже овдовеет (тот, у кого в руке останется большая часть кости выигрывает); разламывая эту кость, играют на приз.
             Ритуальное использование Курицы отмечается в переломные моменты земледельческого и жизненного циклов, а также в магии и гаданиях.
            Действия с Курицей выражают семантику «переходного» обряда: птицу крадут, мучают, относят и приносят, закалывают, расчленяют, съедают, жертвуют, закапывают и т. д.
            По поверьям, после поворота солнца на лето день увеличивается «на куриный шаг»: «Варвары ночи на куриный шаг урвали» «На Коляду прибыло дня на куриную ступню»; по болг. поверью, от дня св. Андрея до Рождества день увеличивается, «сколько заколотая курица (петух)». В Сибири в день Спиридона Поворота (12.X1I), на Кузьму и Демьяна Куриц держали в курятнике, накрывали бочкой, чтобы они не ослепли, чтобы им не вредил домовой. На Рождество русины вешали на потолке соломенное украшение (koka) с бумажными изображениями Курицы и гонящегося за ней ястреба (карпат.). На Рус. Севере курица — популярный персонаж святочного ряжения.
          Обрядовое блюдо из Курицы православные славяне готовили в заговенье на Рождественский пост (архангел, курное) и в мясное заговенье на Великий пост. Во многих местах Болгарии, Македонии и вост. Сербии на рубеж зимнего поста приходится праздник Мратиним (Мартинци, Мратиняк, в каждом доме режут цыплят или петуха, чтобы предохранить домашнюю птицу от болезни или обезопасить семью от волков. В мясное заговенье на Великий пост после трапезы член семьи, который ходит пахать, брал кость куриной ноги (копан) и шел трижды ударять ею по хребту всех волов, коров и телят со словами: [Куда пойдете, там ходите, но домой приходите]. Русские обрядовым блюдом из Курицы отмечали день Жен-Мироносиц (Маргоски): женщины устраивали отдельную пирушку, для которой приносили затем с песнями ходили по деревне (ср. евангельский сюжет); резали Курицу и готовили обед из нес в каждом доме, кости собирали в мешочек и вешали над курятником. На Кузьму и Демьяна (курячьи именины) хозяева молили кур: утром до рассвета резали, а вечером ели (рус.). В Болгарии резали Кур в день Михаила Архангела (Рангела-душавадника), который, по поверью, после смерти провожает душу на суд. В некоторых местах запрещено готовить Курицу на Рождество и Новый год, «чтобы не улетело из дома счастье» (словац., болг. Банат). У всех славян запрет готовить Курицу на Пасху, потому что она докарала («добралась») до этого дня потому что «разгребает». По представлениям украинцев, Курицу не освящают на Пасху, потому что она «просвятилася» яйцом. По легенде, Курицу нельзя освящать, потому что на трапезе иудеев, когда они смеялись над тем, что распятый Христос будто бы воскрес, стоявший на столе петух запел. Курица является обрядовой пищей осенних праздников, отмечающих конец и начало земледельческого года 1 сентября (день св. Симеона по ст. ст.) у славян было приурочено начало пахоты-сева: хозяин ехал на поле натощак, взяв с собой жареную Курицу (блюдо из Курицы), хлеб и вино, которыми завтракал на поле сразу или после того, как засеет один прогон; крошки и кости от птицы закапывали в ниву ср. весенние ритуалы с яйцом на поле со всходами.
            В Мораве утром в этот день для пахаря рубили голову петуху или цыпленку на воловьем ярме. В Белоруссии в день засевок и досевок сытый ужин с куриным супом. Болгары после сбора винограда устраивали обрядовую трапезу в винограднике, на которую приносили вареных цыплят; обычай резать Курицу в св.ст. ст.) под овином (рус); красть Курицу в осенний праздник (Hody) после окончания полевых работ. На Руси на первую вечернюю посиделку, открывающую прядения, девушки приходили с украденными дома или у соседей куриц, и устраивали ссыпку.
             Курица ассоциируется с невестой, петух — с женихом; ср. в формулах сватовства: «У вас курочка, у нас петушок. Не свести ли их. Курицей и заканчивается свадьба. Kurka ~~ название вечеринки у невесты накануне свадьбы (пол.). На девичнике девушки наряжали живую Курицу в специально сшитое платье (рус. Живую или жареную Курицу, свадебный пирог курник относили священнику накануне венчания (болг., укр., рус), во время свадебного пира (сербы), после брачной ночи (Прикарпатье).
                 В переезде или переходе в новую семью невесту сопровождала живая Курица в лентах и цветах (в.-слав.) с обрезанными крыльями, «чтобы не летала»; на голове - подобие женского головного убора, на шее — мешочек с зернами. Во многих местах двух Куриц или петуха и Курицу (чтобы молодые хорошо жили) воровали в доме невесты и везли к жениху поезжане. Украденной Курице связывали крылья и ноги, трясли ее, поднимая вверх; толкали ногами; привязывали к оглобле экипажа. Считали, что «невеста — плохая, не украли куру». В доме молодого Курицу бросали под печь или в курятник, «чтоб жила и питала молодую яйцами» «для разживы», чтобы невеста была плодовитой, как Курица\; впускали в курятник под песню о ее смерти и воскрешении: «Курочка хохла под печечкой сдохла. Дайте курке пива — курка будет жива!» и смотрели, не снесется ли она, что означало, что невеста быстро родит. На Витебщине после отъезда невесты из дома свадебный поезд останавливался на краю деревни, и сват возвращался обратно, где ему давали часть жареной птицы. Невеста получала в дорогу от матери жареную Курицу в Подольской губ., курник (жареную курятину) - в Псковской губ.; их ели у жениха.
               Целые Курицы, петух, жареная курятина или куриная лапша — обязательные обрядовые блюда на слав, свадьбе. Их готовят в доме новобрачных, а также приносят гости. На Руси молодые ели в отдельном помещении перед тем, как лечь в постель: по «Домострою», жених только разламывал и тут же отдавал; в допетровские времена отламывал ножку и крыло и бросал через плечо; молодые разрывали ее так, чтобы у невесты оставалась ножка, а остальная тушка - у жениха; ели Курицу, пока старший деверь с женой «грели постель». Сваты жениха подносили невесте курник с начинкой из яиц в скорлупе (рязан.) На красный стол у невесты наряжали курицу — складывали из кусков курятины птицу, под которую клали яйца; ими староста оделял гостей (костром.). За столом Курицу ломал дружко, староста, старший сват, а также жених, чтобы все «как он будет ломать курицу невесте» (терские казаки).
             В Болгарии в знак совершения брачного акта и честности невесты жених выносит украшенного петуха и пускает его в курятник во дворе разжигают костер и танцевали вокруг него,  затем отрывают голову Курице и бросают в огонь. Кровью Курицы
    мажут стены дома, а тушку готовят и едят; во время трапезы Курицу ломает тот, кто ее обезглавил; поднося гостям кусок, он кудахчет, как будто эта Курица снесла яйцо (р-н Дупницы). После брачной ночи украшенную ленточками и цветами привезенную с невестой Курицу, демонстрировали как символ ее честности (рязан.). В этот день совершались обряды с зеркальные дню перехода невесты, в дом птица возвращалась к родителям молодой. Утром ее родственники крали Курицу взамен взятой у них (макед., или петуха, которого привязывали к оглобле, и, вернувшись домой, жарили и ели (гомел.). Старший дружка нес жареную Курицу родителям невесты как приглашение. В Болгарии отправляли запеченную и надетую на вертел Курицу посаженному отцу невесты; хватали Курицу и петуха, связывали их за шеи и тащили на веревке в дом родителей новобрачной, чтобы сообщить им «благую» весть. За столом отцу новобрачной подавали вареную Курицу (с головой), украшенную ленточками: «За вашу он ломал ее для гостей (рязан.).
             В разных местах с момента сообщения о девственности молодой и до конца свадьбы гости сбрасывают Курицу с насеста; выпрашивают или крадут их во дворе жениха, родителей невесты, свадебных гостей; режут или разрывают птиц живьем; жарят и варят их неощипанными или почти неощипанными; ходят или ездят с Курицей по селу, городу, привязав ее к сенным вилам, хомуту; пляшут с поднимают вверх или трясут под пение нескромных песен. Курицу подвешивали на веревке к
    балке, разрывали на куски и ели; ловили петуха, продевали ему в клюв веревку и водили по селу. В конце свадьбы у лужичан, в Чехии и Словакии играли в игру, в которой обезглавливали живую Курицу или петуха (морав. honili kurove). Белорусы разрывали живую Курицу и, обжарив на костре, съедали ее; готовили на огне живого петуха. Если невеста оказывалась нечестной, свадьба заканчивалась .
     

    Курица и смерть.

                По заболевшей Курице определяют участь тяжело больного члена семьи (обычно женщины): сдохнет Курица - больной выздоровеет, выздоровеет Курица - больной умрет. В смертельной болезни кого-нибудь из домочадцев болгары колют Курицу и устраивают (служба, наместник), после которого больной должен либо выздороветь, либо в Вятской губ. совершали обряды куренья мольба или курятник, в ходе которых происходили соборование умирающего и праздничное застолье. Сербы запрещают резать Курицу, когда в доме кто-то при смерти. Длительную агонию объясняют тем, что умирающий лежит на подушке из куриных перьев: «на пуху тяжело умирать» укр., рус. «перо не умирать», «на пере грешно умирать» «грехи не
    простятся» (костром.) Подушку из куриных перьев запрещено класть в гроб иначе тело покойника «не сотлеет» и он станет упырем. По и полес. поверьям, покойник превращается в вампира, если через его или выкопанную могилу перелетела Курица. Сразу после смерти одежду и постель покойного относят под куриный насест на 3 дня или на 40 дней, чтобы их «опели» петухи чтобы душа, которая в этот период ночью возвращается в свою приходила ночевать в курятник, а не домой (воронеж.). Живую Курицу несут в погребальной процессии за гробом, отдают обмывальщице тому, кто держал покойника за голову, когда его перекладывали в гроб, могильщику над могилой, в бедную семью (рус), «чтобы Курица прогребла душе дорогу на тот свет», «склевывала на теле покойного червей» (рус). Если один за другим умирают двое или трое членов семьи, то чтобы не умер еще один, погребают вместе с покойником живую черную Курицу или черного петуха, голову Курицы (серб.; болг., Ловешко); ср. обычай закапывать дохлых Куриц под плодовым деревом, чтобы оно принесло плоды. В Ульяновской обл. в одну из ночей до 40-го дня подбрасывают соседям во двор жердь и Курицу со связанными лапами, чтобы покойнику на «том свете» не было страшно переходить через огненную реку: по поверью, сначала курица идет по этой жерди, а потом переходит уже покойник; что умерший будет сниться родным до тех пор, пока они не подбросят соседям Курицу. В с.-эап. Болгарии после погребения первого ребенка в семье в руки его матери кладут живого цыпленка: "износи, живо уноси" [мертвого принесла, живого уноси]. Когда тело вынесут из дома или «проводят душу» на 40-й день, Курице отдают хлеба, которые стояли покойнике или для его души на окне. Курам дают поклевать вареную пшеницу (главное поминальное блюдо) во все поминальные дни
    (ю.-слав.), «чтобы не умер другой человек» Для поминального обеда в день погребения закалывали Курицу — если умерла
    женщина, петуха если мужчина (рус. , резали Курицу, На следующий день после погребения на могилу несут жареную Курицу «на завтрак покойнику» (ю,-рус). В календарные поминальные дни вареных Куриц носят на могилу, священникам.
    В Сербии Куриц резали в поминальную субботу накануне мясного заговенья на Великий пост.
                В родильной обрядности Курица ассоциируется с матерью, а дитя — с яйцом или цыпленком. По представлениям украинцев и сербов, если Курица снесет яйцо с двумя желтками, то хозяйка родит двойню. При родах, особенно трудных, куриные перья клали роженице на голову или подбрасывали перед нею, белорусы окуривали ими роженицу.
               Повсеместно после родов, на крестины ребенка приносят жареную, вареную или живую курицу, хлеб и вино. Гуралы Силезии считали, что во время родов мать отдает
    свою душу ребенку, поэтому она остается «пустой» и для нее надо приготовить Курицу. В день родов в доме закалывали петуха, иногда кровью петуха мазали лицо родившейся девочки, чтобы она была румяной, когда вырастет. Курицу или
    цыпленка относили сельскому старосте или священнику, чтобы они выбрали новорожденному имя, если этого не сделать —
    священник даст «плохое» имя, например Луп (терские казаки). Следят, чтобы Курица не перелетела через колыбель, иначе ребенок не будет спать; если это случится, то птицу перебрасывают обратно (бел.).
                    Курица (или яйцо) используется в ритуалах, связанных с первыми шагами: перед вставшим на ноги ставят Курицу или катят яйцо, за которыми он должен погнаться.

     Курица в обрядах.

            Средневековый летописец Косьма Пражский сообщает, что чехи, чтобы избежать засухи, в начале весны у источников подбрасывали к небу задушенных черных Куриц.  В Прикарпатье при засухе купают в прудах черных Куриц. Болгары называют дождь при солнце (Пирин); дети в это время поют: «Слънце грее, вали, смейте кокошки да вирастат опашки» [Солнце греет и льет дождь; насмехайтесь над ним, куры, от него только растут хвосты].
             На новоселье хозяин сначала впускал В дом Курицу и/или петуха, чтобы они переночевали там, «обновили дом» (в.-слав.); Курице рубят голову на пороге, у очага (ю.-слав.), а саму птицу либо выбрасывают, либо готовят на обед (серб.), чтобы раздать по частям соседям; ср. Жертва строительная. При разделе семьи не делят, а всех забивают и едят, чтобы на новом месте завели новых, чтобы новое хозяйство «не разгребалось».
             В рус. рекруты перед отходом из дома крали Курицу у односельчан для своих пирушек. У юж. славян сложился обычай
    готовить Курицу для встречи гостей, а в донии приносить Курицу хозяевам при приходе в гости (принос, ср. современный обычай брать жареную Курицу в поездку (в.-слав.), а также морав. kuracina, kohiiti ~ названия местных дорог; пол. kokotek — название местного поезда на локальной ветке.
             В народной медицине профилактическим средством является жертва черной Курицей. Для предохранения детей от болезни в Македонии (ее закалывают в дни зимнего и летнего Афанасия (19.1 и 3.V), которого называют св. Черна ; в сев. и вост. районах Болгарии - в день св. Евфимия (20.1), именуемого в Родопах Тимньо,; во Фракии осенью жертвуют черных Куриц демонам болезни на праздниках Кокотиа черква, Божи дух.
    Черная Курица — магическое средство в лечении эпилепсии. В Болгарии, чтобы у больного прекратились припадки, птицу закапывают там, где земли коснулась его голова, или в очаге под пеплом. Закапывание черной Курицы в лечении эпилепсии известно и сербам; в живого цыпленка или яйцо заворачивают в рубашку больного и закапывают  в 100 шагах от места первого припадка со словами: «Ни године, ни болести!» [Ни времени, ни болезни]. Украинцы во время припадка окуривали мужчине голову черным петухом, а женщине — черной курицей, потом птицу разрывали над больными, сбрызгивая их кровью, и закапывали в землю и у вост. славян при лечении эпилепсии вместо птицы чаще используется яйцо от черной Курицы. Поляки разрывали черную Курицу и прикладывали ее к голове сумасшедшего; ср. пол. wart czarnej kokoszy 'о человек с, ведущем себя, как сумасшедший', а также: кури несут в голове! 'о глуповатых людях'.
               В народной медицине с помощью Курицы лечат у младенцев и ночной плач. Больного ребенка носят вечером в курятник (под насест), где просят Курицу забрать у него крик или бессоницу: «Вы, курки, кричитя, а наш раба Божий нехай
    мовчить» или «Добры день, курки Матрунки! Ти спитя вы? - Спим! - Нехай жа и раб Божш Змитрок спить». Болгары от бессонницы клали под подушку куриный помет, взятый вечером в курятнике так, чтобы не разбудить Кур. У русских распространен обычай купать детей, страдающих бессоницей,
    в курятнике. Таким же способом излечивают испуг или сглаз, используя воду, которая простояла под насестом ночь, в которой был выкупан петух. Словаки, чтобы излечить от испуга, давали выпить девочке 3 чашки крови черной Курицы, а мальчику — черного петуха.
               У всех славян встречаются «куриные» наименования мозолей и бородавок на ногах и руках, мотивированные их подобием частям Курицы: рус. куриная жопка; укр. гужа; бел. курача срака; пол. kurza dupa, kurza pizda, kurzajka, kokoszanka, kokoszajka; чеш. кип око; болг, кокоши трън, кокошиняк;. С Курицей связывают также сыпь, фурункулы, прыщи, трещины и шелушение кожи (цыпки). Белорусы верят, что бородавки появляются у того, кто наблюдает, как Курица сносит яйцо, и кто щупает Курицу в рождествснско-новогодние праздники или вечером, когда они идут на насест. Пока дети болеют оспой, в доме или в селе запрещено резать Куриц и готовить их на огне (з.-болг., макед.). В Македонии появление сухой мозоли объясняют тем, что человек наступил на содержимое желудка заколотой Курицы. Украинцы обматывали место с бородавками концом кишечника только что заколотой Курицы и бежали от нее, не оглядываясь, пока полностью не размотаются. Поляки парят мозоли в растворе куриного помета. Хорваты смывают чирьи водой, простоявшей ночь под деревом, на котором спят Курицы.
    С помощью Куриц лечили ячмень на глазу. Словаки трижды прижимали больное место зернышком ячменя, которое давали склевать Курице. Македонцы терли глаз внутренностями Курицы (сердцем, печенью, желудком и пр.), затем выбрасывали эту часть птицы на безвестную могилу, и больше никогда в жизни не ели ее, иначе на них снова могли напасть ячмени.
                 Юж. славяне лечили змеиный укус, к ране живого цыпленка, а когда он помрет, то следующего — до тех пор, пока цыпленок не останется жив; поляки прикладывали к укусу траву kurze ziele. Сербы привязывали разрубленного цыпленка к загноившейся ране или рассеченному месту.
                 Курица используется при лихорадке и других болезней, сопровождающихся дрожью, судорогами. Лечебная магия мотивируется свойством Курицы встряхиваться и трясти хвостом после яйца; ср. рус. загадку о Курице: «Тарасова дочь Тарасом
    трясет, 77 на себе ризок несет», а также запрет со дня св. Тарасия (25.1 ст. ст.) ложиться спать до захода солнца в избежание лихорадки (на основе звукового сближения Тарас ~ трясти). В России больного малярией в течение 3-х, 7-и или 9~и дне; на утренней заре окачивали водой из под сидящими на насесте Куриц. Белорусы окуривали больного лихорадкой перьями молодой Курицы еще не снесшей ни одного яйца.
    украинцы — замершим в яйце цыпленком,  русские клали ему под подушку дохлую Курицу. Кардинальный способ лечения — тайно зарубить Курицу (часто — украденную), приготовить ее и в один прием съесть (иногда — на границе села).
               Куриным желудком лечат внутренние заболевания: боли в животе (ю.-слав.), ночное мочеиспускание у детей, понос (укр.). В Черниговской от боли в животе окуривали перьями черной Курицы.


              Гадания с Курицей распространены у всех народов. У славян они приурочены к святочному циклу и ночью, когда Курицы спят. В новогоднюю полночь сербы высыпают Курице зерно, с которым гадали о судьбе членов семьи на будущий год, и подзывают их; если Курицы проснутся и начнут клевать, то это добро, а если нет - зло. У вост. славян по Курице гадают девушки: удастся ли замуж в течение года, кто за кем из подруг выйдет замуж, какими будут жених и свекровь, какая жизнь ожидает в браке. На это указывает: проснется или не проснется в каком порядке птицы какой из разложенных выбирают, как ведет себя разбуженная Курица, сколько зерен она склюет. На Украине накануне дня св. Андрея снимали Курицу с насеста и насыпали ей корм: птица склевывала четное количество зерен, то этим предсказывала, что зимой выйдет замуж. На девушки приносили на посиделки Курицу из своего дома и сажали в печку, прикрыв заслонкой, затем открывали: чья Курица появится первой — та девушка первой выйдет замуж; если Курица не выходила, то ее хозяйка останется в девках.
            На заслоне посреди избы раскладывали кольцо, зерно, воду и зеркало и следили, что Курица клюнет: кольцо сулило скорое замужество, зерно — богатую жизнь, уголек — бедность, вода — смерть, зеркало — мужа-щеголя. Выбор Курицей предмета, символизирующего будущую участь, — традиционная тема подблюдных песен.


            Приметы и сны.

               Широко распространено предсказание будущего по поведению Курицы вечером и ночью. По мнению македонцев, Курицы садятся до заката — к дешевизне, на закате — к дороговизне, после заката — к голоду. По рус. верованиям, Курицы слетают с насеста — к несчастью в доме, смерти хозяйки. Ночное кудахтанье Куриц — к болезни, смерти, ворам, ссоре, пожару. Такое же значение имеет Курица в снотолкованиях. В Ярославской губ. считали, что Курица во сне — к тяжелой болезни. По вечернему и дневному поведению и звукам, которые они издают в это время, определяют, как «переменится» погода в ближайший срок. Курица выронит перо — к урожаю (макед,). К гостям если Курица тянет с улицы домой приставшую к ноге соломинку или снесется в доме яйцо. Юж. славяне ожидают болезни, смерти или войны, если Курица днем лежит около очага,
    садится в очаг, влетает в дом через трубу. Плохие приметы связываются с появлением в хозяйстве необычных куриных яиц и цыплят.

     Демонические свойства.

              По поверьям в Курицу может обернуться дьявол, черт
    (з.-слав., в.-слав.), ведьма (ю.-слав., карпат.), вампир.; леший может кричать Курицей или петухом, Курицу жертвуют водяному: при постройке мельницы (бел.) или ежегодно. Сербы колют Куриц перед старым деревом, которое хотят срубить. Демоническими чертами наделяется черная Курица на Украине ее дарят в семью, если хотят поссорить мужа и жену. В черную Курицу воплощаются демоны болезни (о.-слав.). «Нечистый» характер куриных ног подчеркивается в быличках и исторических преданиях: одна нога человеческая, а другая куриная у дьявола (пол.), обе ноги куриные - у черта (бел.), хана Мамая, запорожского гетмана (укр.). Славянам известно поверье (часто в форме приметы) о Курице, поющей петухом (рус. певунья, укр. курач, курш; словац. skohut end sliepka, пол. kura sie. Верят, что в такую Курицу вселился или заговорил в ней «злой дух», который петушиным криком призывает несчастье: запустение или обеднение хозяйства, падеж или кражу скота, смерть хозяина или другого члена семьи на свадьбе — смерть невесты (болг.), пожар раздоры в семье (рус.) Чтобы отвратить беду, во всех славянских зонах распространена практика измерять этой курицей помещение . Ее кувыркают по полу от стола от стены против и от переднего угла от ворот (воро-неж.) до порога комнаты или дома и рубят то, на чем она ляжет, на отведенную границу. Если головой - отрубленную голову выбрасывают, а Курицу, как правило, готовят в пищу; в Харьковской губ. этим блюдом ее «поминали». Если хвостом — отрубленные перья сжигают, а птицу отпускают; украинцы считают, что она будет хорошей несушкой и наседкой. Часто Курицу, прокричавшей петухом, сразу отрывают или рубят голову, как правило, со словами: «На свою голову» «Не пой курица петухом» на сваю ти e на главата!» (болг.); голову бросают за порог за ворота или через крышу дома (ю.-слав.). Сербы закалывают Куриц со словами:  [чтобы она не
    съела тебя].
                Крик Курицы петухом не всегда расценивается как плохой знак. В некоторых местах Болгарии и Македонии считают, что, если Курица прокричала, обернувшись на восток, хозяйство будет богатеть, если на запад -опустеет. По укр. поверью, если Курица прокричала вечером — к смерти в доме, если утром — предупреждает о врагах. В Белоруссии верят, что, когда черная Курица поет петухом, она «отпевает» врагов.
               В фольклоре мотивы, связанные с Курицей встречаются в сказках, "дом на курьих ножках", "суп из куриных ножек" для героя, "Курица плавающего в лодке", «курица, несущая золотые яйца», "чудесные цыплята", придающие способность съевшему их находить под подушкой золотые монеты» и т. д.). Курица и петух персонажи юмористических побасенок, приговорок, розыгрышей, создающих шутливый эротизм народного стиля
    общения, напр.: рассказ, как петух, управляющий всеми своими «женами», устыдил мужика, не справляющегося с одной женой; поговорки типа укр. Пришли куры на ховтуры, веребейка помер (о собравшихся вместе женщинах). Семантику имеют также
    декоративные элементы народного костюма, выполненные в виде Курицы и петуха; ср. рус. курушки, петухи, цыпушки в вышивке на женских рубахах и в шитье на кокошниках: болг. курешници (серебряное женское головное с монистом); макед. линце, петлиН (серебряная фигурка петуха, которую будущая свекровь прикалывала к головному убору сосватанной девушки) и пр.


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info