Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

     

    Олег Ивик: История и зоология мифических животных

     

    Бестиарий московского царства в эмблематике животных

     

    Юрий Коваль: Бабочки

     

     Символика и поверья о животных
    Мышь, крыса

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


              Мышь и крысу в народном сознании относят к гадам.
    Символика этих животных обусловлена их обитанием в норах (хтонизм) и в доме (облик домового), свойствами грызуна (мотивы зубов, грыжи, надъеденного хлеба, запреты на еду, жевание и использование острых, режущих и раскрывающихся наподобие челюсти предметов) и вредом, причиняемым хозяйству (мотив кражи, обереги и ритуальное изведение и изгнание).
    Стадами Мышей и крыс объединяют общие названия: собират. 'мыши и лягушки', 'мыши или крысы'; рус. погань мыши, крысы'. К гадам Мышей причисляет и фольклорная традиция: согласно легенде, змеи, ящерицы и другие гады вышли на свет Божий
    из чрева змеиного чудовища алы, убитой св. Нестором.
    Родство Мышей и крыс с гадами проявляется в общности некоторых их функций.
                С функциями домашнего покровителя, присущими многим гадам, связаны представления о домовом в облике крысы и о мышином облике сходной с ним «зморы», душащей спящих (пол. скерневиц.), а также поверье о домовом духе-обогатителе, живущем в мышиной норе. Функция отбирания молока у коров, характерная для лягушки, змеи, ящерицы, ласки, проявляется в повервях о ведьме, отбирающей в облике молоко у чужих коров (укр. и об убывании у коровы молока, если крыса или ласка выпьют теплого коровьего молока). С Мышами, как и с лаской, бывает связан выбор масти скота: чтобы плодился скот определенной масти, скотине этой масти дают камушек, найденный в гнезде Мыши. Как и лягушку, Мышь нельзя брать в руки или убивать женщинам, иначе не будет удаваться хлеб.
                 Дьявольская природа Мыши отражена в легендах и поверьях. Мыши произошли от дьявола, лопнувшего в церкви от запаха ладана (болг.) или от одной из уцелевших в которых превратился разлетевшийся на осколки черт, когда
    он пытался вылететь из церкви в закрытое окно (серб.). В разных вариантах легенды о всемирном потопе двгру в Ноевом ковчеге прогрызают либо дьявол (бел.), либо Мышь (рус, укр., пол). Дьявол сотворил крысу, а Бог бросил свою рукавицу, и из нее появилась на свет кошка. Поляки считают крысу воплощением зла и крестятся при виде ее. По бел. поверью, оказавшаяся в выкопанной могиле мышь, означает, что покойник был
    колдуном и что злой дух в облике Мыши вышел, чтобы забрать его душу.
               В облике Мыши белорусы представляют души которые питаются ночью недоеденным хлебом. Если кошка поймает такую домашним грозят бедствия за гибель предка. С представлениями о душах в образе Мышей связаны приметы, в которых Мыши предвещают смерть: когда погрызут кому-то одежду или обувь, шуршат под кроватью (бел.) или в изобилии начинают плодиться в доме ( босн.-герцеговин.).
              В поверьях так же как змей и ящериц, характеризуют свиста и музыки. Так, сербы считают, что музыкальная игра ночью приманивает Мышей в дом, а запрет свистеть в доме объясняют тем, что от этого плодятся Мыши; в кашуб, сказке Мышь наделяет человека волшебной дудочкой и т. п. Ср. также пол. поверье о выманивании свистом крыс из дома. Мыши и крысы символически связаны с мотивом кражи: ущерб, причиняемый мышами, метафорически уподобляется ущербу от кражи. У юж. славян знаком того, что кто-то из домашних тайно занимается воровством в доме, служит поеденная Мышью одежда или появление их в доме. Кража с мельницы веревки, гвоздя и других предметов вызывает появление в доме крыс, у славян представление, что беременной женщине нельзя отказывать ни в чем, что бы она ни попросила, иначе виновнику отказа Мыши погрызут одежду, основано на соотношении прибыли и убытка: ущерб, наносимый беременной (отказ дать что-либо), компенсируется ущербом, наносимым Мышами виновнику такого отказа.
              Известны магические способы насылания Мышей. В Витебской губ., чтобы Мыши перешли к соседям, к ним шли с недоеденным хлебом и там его доедали или приносили соседу пойманную Мышь и подробно рассказывали, как она была поймана, а уходя незаметно выпускали ее перед порогом (ср. аналогичные способы, у поляков Мышей насылали кому-либо в канун Рождества с помощью тележной оси, найденной на дороге (тарное.).

              Для изгнания, изведения Мышей и оберегов от них чаще всего использовали освященные предметы и соблюдали запреты
    на еду, у юж. славян — запреты на работу с применением острых предметов. Для защиты и избавления от Мышей и/или крыс
    обходили вокруг дома с освященной пасхальной едой, разбрасывали по углам дома скорлупки пасхальных яиц, делали освященным мелом особую надпись на всех дверях, изгоняли их которой нищие подметают в церкви, крестили святой водой расщепленную дубовую палку; клали дубовую ветку в чулане, относили горсть земли из крысиной норы за границу села не упоминали о них за едой, на Рождество называли их жевать пищу при входе в дом или в погреб, невеста ехала к венчанию натощак (бел.); не ели в амбаре, не вынимали одежду из сундуков на Рождество (укр.).
              Чтобы Мыши не поели зерна, оставляли им в поле последний пучок несжатых колосьев, кропили поле святой водой и возвращались в дом через другие двери; свозили снопы с поля ночью, когда все спят, по дороге бросали камни сквозь спицы колес; опрокидывали на бок первый сгруженный воз, оставляли мышам зерна на дне телеги, первые снопы ставил в овине раздевшийся донага мужчина (пол.); свозили снопы с поля в тот день недели, на который пришлось в этом году Благовещение (бел., укр.); при перевозке первых снопов читали специальную молитву, кропили первое привезенное зерно святой водой (укр.); не пряли на Пасху (болг.); У юж. славян оберегам от Мышей посвящены специальные мышиные дни.
               У болгар Златишко-Тетевенской и Троянской Планины для изгнания Мышей из села совершался обряд "свадьбы". Две женщины ловили пару Мышей, наряжали как молодоженов, мышиной «невесте» надевали фату, связывали их и сажали в тыкву или в корзину. Крестьяне сватов, священника, свадебных кума и куму, обходили с Мышами село, а за селом бросали их с высокого холма, оставляли в лесной чаще или топили в месте слияния двух рек. При этом желали им пожениться в другом селе и больше не возвращаться. Потом устраивали пирушку с песнями и плясками, как на настоящей свадьбе.
                С Мышами связано много примет: Мыши покидают дом — к пожару или беде (рус.), Мышь перебежит дорогу - к неудаче (болг.), обилие мышей - к войне (пол., болг.), если Мышь погрызет девушке приданое, она выйдет замуж за богатого. Мыши попортят купцу товар, можно будет продать скорее и выгоднее и т. д. Ряд поверий и действий, связанных с Мышью как грызуном, касается зубов. Считают, например, что зубы окрепнут, если есть то, что погрызла Мышь (рус). От зубной боли едят объеденный Мышами хлеб (рус, укр., луж.) или сыр. Распространен обычай бросать первый выпавший у ребенка молочный зуб за на чердак или на крышу, обращаясь к Мышке с просьбой взять костяной (репный, гнилой) зуб и дать взамен железный (золотой, крепкий, костяной), например; «Миш! Миш! ево теби зуб костени, а ти мени да] гвоздени!» [Мышь, мышь! Вот тебе зуб костяной, а ты дай мне железный!]. У рус. лубяной.
                 Мышь находит применение в народной медицине. С помощью Мыши лечат грыжу: пускают ее на грыжу, чтобы укусила (или продевают сквозь Мышь нитку и подпоясывают ею больного димир.). Живую или истолченную Мышь привязывают на шею при воспалении горла (пол., серб.). Мышь дают живьем есть больному падучей или неизлечимой болезнью (серб., боен.). Настоем Мышей на растительном масле лечат больные суставы, ушную боль, запои
     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info