Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

      

     Символика и поверья о животных
    Выдра

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


              Выдра — пушной зверь, в славянских народных представлениях связанный с хтонической и брачной символикой, ср. Бобр, Ласка. Общее для всех славян название этого животного этимологически связано с водой и родственно, в частности, греч.  'гидра, водяная змея' .
              Хтоническая символика выдры проявляется в ее близости со змеей и родственными персонажами. Змея и Выдры могут выступать совместно в фольклорных текстах, напр. в македонской загадке о водяной мельнице: «Смок свирит, видра играт, сам царот азно б роит» (Уж играет (свистит), выдра танцует (скачет), сам царь казну (сокровища) считает] . По лужицким представлениям, Выдра появляется из ядовитого яйца василиска, на которое ступит человек.
              Выдр свойственна, как правило, женская символика. Как и росомаху, Выдру могли представлять в виде фантастического женского существа: так, у нижних лужичан Выдр (kudra) — демонологический персонаж: водяная женщина, которая, выходя в тихие ночи из своего водяного дома, завлекает к себе молодого парня, вступает с ним в брачную связь, но после первой же ночи бросает его и исчезает, иногда ездит с ним по реке в лодке и заливает его водой.
              Брачная символика выдры представлена также в белорусских свадебных песнях, в которых Выдра символизирует невесту, а бобр — жениха. В восточнославянских свадебных песнях символами невесты с женихом чаще всего являются куница с соболем или горностаем.
               Выдрам, как и другим куньим, присуща эротическая символика. В фольклорных текстах Выдра соотносится с женскими гениталиями (см. Куница, Горностай, Соболь). Гениталии Выдры используются у болгар для лечения паховой грыжи, а также тестикул у мальчиков (во избежание бесплодия).
    Мотивы ткачества, отмеченные в связи с лаской, горностаем, куницей, соболем и белкой, обнаруживаются и у Выдр. Показательно в этом отношении сопоставление играющей в воде Выдры со снующим челноком в македонской загадке: «Видра играт по езеро, езеро се засирваше. — Свалька» [Выдра танцует (скачет) по озеру, озеро свертывается. — Челнок].
               Восходящий к античной традиции сюжет о бобре, отгрызающем себе яички, чтобы спастись от охотников, у юж. славян переносится на Выдру-самца. Его яички македонцы носят как амулет от сглаза (Гевгелия), болгары лечат ими или семенем Выдры грыжу (Пловдивский окр., Родопы) и эпилепсию (Фракия). В народной медицине используется также высушенная Выдра с водой для лечения людей и скота, сердцем Выдры (болг.), сушеным мясом Выдры лечат род сердечной болезни у овец (макед.). С бобром Выдру сближает также мотив плача (твер. выдра 'плачущий ребенок') и основанная на созвучиях и рифме характеристика этого животного в фольклорных текстах, напр. в белорусской полесской поговорке: «Вона видра, да за ycix мудра» и т. п. (ср. бобр — добр в фольклорных текстах).
     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info