Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Символика животных в народных поверьях
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Животные в мифологии: Андрей Гапченко

     

      Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

     

    Олег Ивик: История и зоология мифических животных

     

    Бестиарий московского царства в эмблематике животных

     

    Юрий Коваль: Бабочки

     

     Символика и поверья о животных
    Волк

     Вернуться к списку Животные и птицы в славянской мифологии >>>


              Волк — один из центральных и наиболее мифологизированных животных персонажей. Соотносится с другими хищниками — вороном, рысью, щукой и особенно медведем (сходные у Волка и медведя демонологические представления, персонажи ряжения, обереги, способы табуирования, взаимозаменяемость в фольклорных текстах, лексические соответствия). Волк также тесно связан с собакой (Волки — псы лешего, происходят от пса св. Саввы, сходство быличек о Волке-оборотне и собаке-оборотне, аналогичные обереги от Волка и собаки). Хтонические свойства Волка роднят его с гадами, особенно со змеей. Волку присущи функции медиатора: он посредник между этим и тем светом, между людьми и Богом, между людьми и нечистой силой (см. Волколак, отсюда амбивалентность некоторых его функций. Определяющим в символике Волка является признак «чужой». Поэтому Волк может соотноситься с «чужими», приходящими извне: с женихом; с мертвым, предком, ходячим покойником-вампиром; с принимавшимся в круг взрослых косцов парнем (пол. wdk); с колядниками. Волк нередко воспринимается как нехристь: его отгоняют крестом, он боится колокольного звона, ему нельзя давать ничего освященного, разгул Волков приходится на период «некрещеных ночей» и т. д. Волк может осмысляться и как инородец: в белорусских заговорах его называются яврэями, стая Волков у русских и голяков — ордой. Волка называют различные инородные тела — нарост на дереве (гуцул.), черную сердцевину в нем (бел.); наросты и опухоли на теле лечат волчьей костью. Характерные мотивы и атрибуты, связанные с Волком: кровь (мотив крови в этиологических легендах, в оберегах в «волчьи дни», лечение скотины от крови в моче при помощи мяса Волка; кровопийца ближайший родственник Волка — вурдалак-волколак), камень (в различных оберегах, заговорах, табу) и огонь (громничная, или сретенская свеча, головешка в оберегах, уголь, необходимый для того, чтобы волчица забеременела, горящие огнем глаза Волк). Признаки, особо выделяющие. Волка, — белый цвет (белый Волк — царь волков в поверьях) и хромота (хромой — главный, старший Волк, «волчий пастырь», болг. Куиалан, Натлапан и т. п., ср. кривую волчицу в русских сказках). Среди других свойств Волка — сломанный ему Богом хребет, отчего он не может вставать на задние лапы (ю.-серб.), или цельная, негнущаяся хребтовая кость, отчего Волк может поворачиваться лишь всем телом (малопол., з.-укр.). Волк связан с различными пограничными, переломными моментами или периодами: к переходному зимнему или весеннему периоду, к промежуточным календарным датам относится время разгула волков и оберегов от них; во время поездки к венчанию или от венчания свадьбу могут обратить волками; передача ткаческих орудий за границу села опасна нападением Волков и т. п.
               

         Этиологические легенды.

          Наиболее распространена легенда о Волке, сотворенном чертом (у поляков зап. Бескид также пастухами), чтобы обратить его против Бога. Черт слепил Волка из глины (бел.), грязи, ила (пол., макед.) или выстрогал из дерева (бел., пол.), но не смог его оживить. Жизнь Волк получил от Бога. Оживший Волк накидывается на черта, который пытается спастись на дереве, и хватает его за ногу (с тех пор черт беспятый и т. п., ольха красная под корой от его крови). В другой легенде Волк возникли из крови Каина, как и псы, змеи и злые духи — вилы, ведьмы и т. п. (далматин.).
             Хтоническая символика. Происхождение Волка в легендах связано с землей (глиной, грязью, илом). Клады выходят из земли в виде Волка (бел., укр.); болг. таласъм 'дух, охраняющий клад' появляется в облике Волк или медведя и превращается в котел с золотом. Волка часто объединяют с гадами (ср. болг. гад. гак, с.-х. гадина применительно к Волку, а также в этиологических легендах), одним из признаков которых является слепота. Ср. мотив слепоты в южнославянских оберегах от Волка: глиной, грязью, навозом «замазывают» глаза Волка, «зашивают» их (болг.).
             Связь волка с умершими проявляется в южнославянских представлениях о ходячем покойнике-вампире, который может иметь волчий облик (болг., серб.) и называется вук [волк] (черногор., далматин.). Некоторые заговоры от Волков свидетельствуют о том, что он бывает у мертвых на «том свете» (полес), В Полесье при встрече с Волком называют по имени умерших — гукают мертвого, зовут знакомого умершего охотника (гомел.), называют имена трех покойных предков (Чернигов.). Время разгула Волков поляки Хелмского воев. связывают с днем Всех святых, посвященным умершим. Так же как умерших или домового, белорусы, поляки и сербы приглашают В. к рождественскому ужину. У болгар существует представление, что Волк, родившийся в одно время с человеком, умирает одновременно с ним (пловдив.).
          Брачная символика волка связана с символикой Волка как «чужого». Так, волком называют дружку, представителя жениха (псков.), но и вся невестина родня, приезжающая на второй день свадьбы в дом жениха, называется водками (сев. Причудье и Принаровье). В севернорусских свадебных причитаниях волками серыми невеста называет братьев жениха. В свадебных песнях родня жениха называет невесту волчицей или медведицей (исков.). При встрече невесты родителями жениха поют: «А прывезл>. прывезм / з цёмнага лесу ваучыцу» (мин., AipbBCa баларускага вяселля. Мшск, 1979:472). Мать невесты выходит встречать жениха в вывернутом шерстью наружу кожухе, и ей поют: «Убралась теща в вовченька, / Хотма злякатн зятенька» (подол.. ZWAK 1888/12:109). Соотнесенность жениха с Волком определяется также мужской символикой Волка, напр., в болгарском приговоре сватов: (У вас молодая телушка, а у нас молодой волчонок. Давайте запряжем их вместе в плуг, чтобы они вспахали ниву]. В Полесье Волк во сне означает для девушки жениха и предвещает ей приход сватов. Свадебный староста жениха, подходящий к подругам невесты, в своей речи уподобляет себя Волку среди овечек. В чешской игре «волки и овцы» «волк» ловит «овец», а потом заявляет, что хочет «пастушку», а не «овцу». Мотив брака козы с Волком встречается в белорусских и польских песнях. В витебской свадебной песне съеденная волком коза символизирует доставшуюся жениху невесту. Таким образом, жених, ищущий себе невесту, может символически соотноситься с Волком, охотящимся за добычей. Кроме того, Волк, нападающий на скотину, загрызающий добычу, нередко наделяется эротической символикой, в частности символикой коитуса (ср. польскую шуточную песню). У болгар запрет прикасаться к животному жиру и творогу в «волчьи дни», чтобы уберечь скот от Волка, относится к молодым женщинам, которые спят с мужьями (благоевград.). В Боснии группа молодежи, называемая вукови 'волки', имитирует нападение на дом жениха, в котором молодые проводят первую брачную ночь. «Волки» стучат в кровлю, воют по-волчьи и кричат, пока им не вынесут угощение: [Кругом волк, стереги, жених, невесту, стереги овцу, чтобы волки у тебя ее не съели]. В некоторых местах во время брачной ночи по-волчьи воют сваты и особенно деверь. В Боснии и Герцеговине (Ядар) taui, шутник и балагур на свадьбе, одет в шапку с волчьим хвостом и в вывернутый кожух, а между ног у него искусственный фаллос Фаллическая символика Волка в фольклорных текстах может быть связана не только с мужским, но и с женским началом.

             Связь волка с нечистой силой в поверьях двойственна. С одной стороны, нечистая сила пожирает Волков: пригоняет их к человеческому жилью, чтобы после истребления их людьми поживиться волчьей падалью (вят.); дьявол ежегодно таскает себе по одному Волку (полес). Vlk — эвфемистическое название черта у чехов; дьяволом, злым духом считают Волка македонцы. Волк знается с нечистой силой (с.-рус). Волк — чертов конь, и на нем часто ездит ведьма, кума черта (пол. серадз.). Ведьма может оборачиваться волком (пол. помор., люблин.). Ведьма может наслать Волков на дом в первый день Рождества (гуцул.); колдуны насылают их на скот (рус, полес). С другой стороны, Волки уничтожают или устрашают нечистую силу: черт боится Волка (серб.), по велению Бога Волки истребляют, поедают чертей, чтобы они меньше плодились (рус. казаки, укр., бел., пол.), отпугивают и уничтожают вампиров; при упоминании вампира в Болгарии добавляют: «вьлци го яли» [волки б его ели]. Волк сам тесно связан у юж. славян с вампиром и упырем, названия которых (болг. вликолак, с.-х. вукодлак, словен. volkodlak) соотносят его с другим мифологическим персонажем — волколаком, волком-оборотнем у вост. и зап. славян. Вилы или }едогонзе поднимают сильный ветер, который сербы отгоняют, обращаясь к нему: «Вук, виле, вук...» [Волк, вилы, волк...]  или «Мини, вуче, с Богом» [Обойди, волк, с Богом]. Сам Волк иногда представляется демонологическим персонажем — может обращаться в пень, в кочку (гомел.); белорусам и болгарам известны поверья о мифическом белом Волке.
          Хозяин, покровитель волков. У русских и белорусов хозяин — леший: он кормит Волков как своих собак хлебом. Глаза у него горят, как у Волков (ц.-бел.). У гуцулов Волки — собаки мужских и женских лесных духов. У сербов и хорватов хозяин Волков — вучщи пастир 'волчий пастух', имеющий вид старого Волка или старика верхом на Волке; ежегодно он собирает всех Волков и распределяет между ними добычу на будущий год. Эти функции переносятся на различных христианских святых. Так, у вост. славян хозяином Волков и одновременно охранителем стад считают св. Георгия, который накануне Юрьева дня собирает Волков и назначает каждому его добычу. Он ездит верхом на Волке (бел.). Волки — его собаки (рус. волк — Юрова собака) или скот (бел. святый Юрь зверя (волка) пасе). 
             Период разгула волков во многих местах совпадает с временем разгула нечистой силы. У вост. славян с осеннего Юрия (26.XI, иногда св. Григория, 23.XI) или со дня св. Дмитрия (26.X) до весеннего Юрия (23.IV) Волки выпущены на волю и нападают на всякий скот, а на 23.IV святой «замыкает» им пасть и дает съесть только определенное количество скота. Жеребенок, родившийся между Юриями, весенним и осенним, избежит волчьих зубов (гроднен.). Зимой — в рождественский пост, на Святки и т. п. — Волки бегают стаями (рус. станица, гурьба, ватага, артель, свадьба, полес. толока, гойна, гурт, валка, течка, воучая свадьба, гуцул, лая, пол.). У русских это считается приметой начавшейся зимы. На Украине Волки собираются в стаи на Андрея зимнего или на Зачатие св. Анны (9.XII) и расходятся на Крещение (6.1), устрашенные охотничьим залпом во время водосвятия. У зап. украинцев св. Николай (6.XII) «отмыкает» пасть Волкам и выпускает их из леса. Волки выпущены из леса до тех пор, пока на Сретение (2.II) Громничная Божья Матерь не махнет своей свечой и Волки не уйдут назад (мазовец.). Она идет в лес с зажженной громничной свечой, и Волки от нее разбегаются (познан.). В польском Подлясье Волки разбойничают между католическим и православным Сретением. 

          Витебской губ. гадают по вою Волка вблизи жилья: если воют в ночь под Рождество, то будут нападать на стадо весной, если под Новый год — летом, если под Крещение — осенью.
    Выведение волчат. По некоторым украинским и болгарским поверьям, волчица приносит волчат лишь раз в жизни. Чтобы забеременеть, она должна съесть собачье мясо, уголь или что-нибудь из одежды, изготовленной в «волчьи дни» (болт.). Чтобы волчица не схватила уголь, не ьыносят золу и угли между 9 и 14.XI. Волчата выводятся в том месте, где Волк завоет на всенощную (гомел.), вблизи человеческого жилья примерно на св. Еремию (болг.) или в ночь на св. Юрия. Где выводятся волчата, там Волки вреда не делает (укр., пол., болг.). Волчат выводится столько, сколько недель пришлось в этом году на мясоед от Рождества до Великого поста (укр., болг.). Пойманных накануне дня св. Еремии волчат разносят по селу, получая за это подарки (болг.). Волчица, принесшая потомство пять раз, превращается в рысь (укр.-карпат.).
           Календарные и другие временные запреты направлены на защиту скота и человека от Волков и касаются работ и действий, связанных с различными продуктами скотоводства (овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом), часто с ткаческим циклом, а также с острыми предметами. Запреты могут быть приурочены к времени суток (после захода солнца), к дням недели, к началу месяца, года, к началу хозяйственного сезона (выгон скота), к календарным датам (дням святых — покровителей Волков), часто к пограничным (последняя ночь мясопуста) или промежуточным дням или периодам (между сходными праздниками — большим и малым, как с.-х. medubozice 'период между Рождеством и Новым годом', весенним и осенним, католическим и православным), у юж. славян — чаще всего к «волчьим дням». Никаких работ (напр., полевых) не выполняют в день св. Георгия (рус, с.-х.), на св. Луппа (гуцул.), на Зачатие св. Анны (в.-укр.). Не стригут овец в пятницу или на св. Дмитрия (серб.). Не чешут шерсть гребнем в пятницу и среду (серб. Хомолье). Не чешут волосы гребнем и не сучат веревки на архангела Гавриила (в.-серб.). Не навивают пряжу я день св. Параскевы Пятницы (з.-болг.); не мотают пряжу с кануна дня св. Николая до кануна Сретения (мазовец.); не мотают и не снуют от Рождества до Крещения (пол.); не снуют на Святки (укр.-карпат.), между Рождеством и Новым годом (Boiic и Мак Boiic, боен.), Успением (Велика Господа, 15.VIII) и Рождеством Богородицы (Мала Господа, 8.IX) (в.-герцеговин.), православным и католическим Благовещением (гроднен.), Юрием (23.1V) и Николой (9.V), т. е. патронами Волков у православных и католиков-полякоп (витеб.); не прядут на Святки, от Рождества до Нового года (э.-укр.); не прядут и не шьют по четвергам и субботам. Нельзя передавать в чужое село (через границу села, реку) основу и/или ткацкие орудия (чернигов., пол.-лит.), между Юрием и Николой (витеб.). Между Юрием и Николой нельзя также ставить или чинить изгороди (витеб.). Запрещается резать скот от Даниила (17.XII) до Иванова дня (далматин.). Чтобы Волки не ели скотину, не едят мяса в канун или в день св. Николая (мазовец., малопол., з.-укр.), на св. Савву (косое.), пророка Даниила, св. Игнатия и св. Андрея зимнего (боснийск.). С той же целью новобрачные не едят мяса на второй день свадьбы, обычно в понедельник (витеб.).
          Запреты упоминать Волка относятся чаще всего к вечеру или к ночи, иногда к «волчьим праздникам». Считается, что упоминание Волка накликает его: рус. «Про волка речь, а он навстречь»; укр. «О вовку помовка, а вовк и есть»;   У белорусов запрещается упоминать Волка во время еды, у македонцев г. Драмы — вечером 26.XII (канун дня св. Стефана). Мотив камня представлен в заместительных названиях Волк: укр. скаменник, с.-х. каменик. Ср. рус. зверь, укр. звiр, зтрак, также эвфемизмы типа рус. бирюк, лыкус, серый, укр. гуцул, малий, дивечина, . Используются и личные имена: рус. кубан. кузьма, пол. (люблин.)  в заговорах — вовк Мяльлян, вовчица Ульляна, вовк Мосей, вовчица Калина (мо-гнлев.). Егор (сум.),


           Мотив жертвы.

               Волк — медиатор, посредник между людьми и силами «иного» мира. Задирая скотину, он действует не по своей, а по Божьей воле «что у волка в зубах, то Егорий дал» (рус, Даль ). Поэтому отнимать его добычу небезгрешно, особенно постороннему, не хозяину, т. к. взамен ее Волк унесет его собственную скотину (витеб.). Если на Рождество Богородицы хозяин пожалеет зарезать барана, то Волк унесет этого барана (гроднен.). Похищение волком скотины воспринимается нередко как жертва и сулит хозяину удачу. Так, у болгар похищение волком овцы — счастливый знак: овцы будут хорошо ягниться и давать много молока. Добрым знаком является и похищение овцы из стада, предназначенного на продажу: весь скот будет продан быстро и принесет большой доход. Хорваты Лики считают, что там, где ступит Волк, отвращается всякое зло от людей, скота и посевов. Самому Волку несут в церковь в качестве жертвы лен и коноплю (ю.-малопол.).


                   Обереги скота от волка.

                  Для устрашения Волков вешают освежеванного Волка на дверях хлева (люблин.), закапывают в дверях хлева голову собаки, которую загрызли Волки (волын., полес); совершают обход с этой головой (витеб.) и вешают ее на шест или на забор (витеб., пилен.); вешают на нем конскую голову (вилен.), колесо (харьков.) и т. Д. Чтобы Волк не съел пасущуюся скотину, кладут в печь железо в день св. Николая (подол.); втыкают нож в стол (курск.), порог (могил.); накрывают камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока». В рождественский Сочельник пастухи носят камень под языком, чтобы у Волка окаменела пасть (ю.-серб.). На Рождество кладут гребни по обе стороны прохода в загон для овец и ставят две зажженные свечи, выгоняют овец, а затем сцепляют гребни вместе (серб.). В Юрьев день пастух стреляет из ружья возле овец, зашивает пулю себе в пояс и носит весь год (сербы Горней Краины). Обвязывают ножки стола цепью в рождественский Сочельник, чтобы «замкнуть» волчью пасть (морав.-валаш.), пастухи завязывают цепь на пастбище, чтобы «связать» пасть Волку (серб.), празднуют «славу», посвященную цепям (чаенс вериге) (боен.). При первом выгоне скота с той же целью замыкают на замок хлев, хату, все сундуки и отдают ключи пастуху на весь день (бреет.), посыпают печным жаром порог конюшни и на все лето замыкают замок (укр. заднестров.), пастух должен иметь сомкнутые уста (кашуб.). Скот охраняет от Волка в поле первое яйцо от черной курицы (з.-рус). Волк боится также черных свиней и к их стаду никогда не приближается (болг. шумен., тырговишт.). Следы Волка, унесшего скотину, выкапывают лопатой и выносят на чужие поля, чтобы сюда он не повадился (пилен.). Для защиты скота от Волков используются заговоры, обращенные к лешему, к святым — повелителям, к Божьей Матери, с тем чтобы они уняли своих псов (свой скот). Характерные мотивы заговоров — замок, ключ (просьба «замкнуть» пасть волкам), камень (отсылание Волка к морю за белым горючим камнем, ограждение от них каменной стеной), железные, острые предметы (железные зубцы, острые мечи), огонь (Божья Матерь со свечами). Чтение заговоров сопровождается сжиманием кулаков, смыканием зубов, втыканием топора в стену и т. п.


                  Защита при встрече с волком.

                  Наткнуться на Волка, как считают, может тот, кто поет в лесу и увидит ворона (рус); нападение Волк предвещает ворон, с карканьем пролетающий над стадом. Чтобы не встретить в пути Волка, снимают пояс и волочат (да се вучи) за собой, чтобы Волк (вук) думал, что это ловушка (сербы Височской Нахии, болг. Пловдив.); входя в лес, читают заговор «от злого зверя» (полес), 40 раз говорят «Господи помилуй» (брян.) или приговаривают:  [Откуда, волк, идешь, туда и иди]. При встрече с Волком отходят в правую сторону — считают, что Волк пойдет в левую (полес). Иногда не двигаются, молчат, не дышат и прикидываются мертвыми. Часто, наоборот, отпугивают Волка шумом: стучат камнями (подляс), железными предметами, кричат, свистят. Считается, что если не свистеть или, расстегнув себе ворот, не кричать, то Волк может «отобрать» голос (киев., Краков.). Если Волк первым увидит человека, то нападет на него (полес, з.-укр.) или человек лишится дара речи (пол.); если человек увидит волка, то Волк его не тронет. При встрече с человеком Волк раскрывает пасть, чтобы человек заглянул внутрь и от этого лишился дара речи (пол. з.-помор.). Волка отпугивают также огнем, напр. громничной свечой (пол. жешов.), обвязываются чем-нибудь красным (полес). Иногда кланяются, встают перед ними на колени, приветствуют или просят, напр.: «Здравствуйте, молодцы» , «Здравствуйте, братцы, прапустить, пажалуста, мяне дарогу» (черниг., ПА), «Ваучи-ца, матушка, памилуй меня» (брян., ПА).
     Отвращают Волк крестом, крестятся сами, называют имя св. Саввы (Метохия). Используют заклинательные формулы: «Атвярни мене, Госпади, ат этага зверя» (брян.), «Хрест на мене, вовк вiд мене» (житомир.), «Вовк, вовк, щоб ти умовк» (волын.), «Камен ти во заби» [Камень тебе в зубы] (макед., ПА), Показывают Волку кукиш («Як складзена дуля, так штоб твае склалкя зубы») и читают заговор: «На том свеце быу? — Быу. / Мёртвых бачыу? — Бачыу. / Мертвыя кусаютца? — Не./ I ты не кусайся» (гомел., ПА).
              Магическое использование частей тела и имени волка. Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть Волка часто служат амулетами и лечебными средствами. Коготь Волка зашивают в одежду ребенку в качестве оберега от сглаза (ю.-серб., косое.). Пчелам вешают на леток улья когти и зубы Волка (серадз.), выставляют туда высушенную волчью гортань (люблин., жешов.), выставляют на ульях волчью голову (серб.). Волчьей гортанью обтирают зубы скотине, чтобы она хорошо ела (малопол.). Если кормить через нее ребенка, он будет прожорливым, сильным, как Волк, и у него будут негнущиеся конечности (пол. помор.). Воду, пролитую через волчью гортань, пьют при болезни горла (пол., бел., болг.). Сквозь волчью челюсть продевают новорожденного (чтобы предохранить его от болезней и всякого зла) или больного ребенка. Волчий хвост носят при себе от болезней (рус), вывешивают в качестве оберега на конюшне (пол.) Пояс из волчьей кожи носила женщина, если у нее умирали дети (пол.). Съевший волчьего мяса способен лечить наросты и опухоли, кусая их (пол. помор.). В болгарских и сербских эпических песнях юнаки, отправляясь в бой, надевают шапку или накидку из волчьей кожи. Волчье сердце носят как амулет (болг., серб.), т. к. оно придает храбрости, а также носят больные эпилепсией (ю.-серб.). При болезнях легких едят легкие, сердце и печень Волка (полес). Волчьим жиром или салом мажут раны, ушибы, лечат ревматизм (гуцул.). Волчий зуб помещают в кормушку для скота, чтобы скот не терял аппетита (малопол.). Когда у ребенка прорезываются зубы, ему дают грызть волчий зуб (бел.), вешают его на шею (укр., серб.) или дают в качестве игрушки (пол.). Прорезавшиеся у ребенка зубы называют вучшш (серб.).
    Нередко оберегом служит само упоминание волка или называние волком. О появившемся на свет теленке (жеребенке, поросенке) говорят: «Это не теленок, а волчонок». Повитуха крестит новорожденному лоб, живот и ноги со словами: «На глава кръст, в сьрце ангел, под нозе вълк» [На голове крест, в сердце ангел, под ногами волк] (макед., ). Если в семье умирают дети и родится мальчик, то, чтобы уберечь его от смерти, повитуха кричит: «Роди вучица вука сви]ету на знанье а Ь,ете-ту на здравлте!» [Родила волчица волка всему свету к сведению, а ребенку на здоровье!] (серб.. ). Или же дают в этом случае мальчику имя Вук, т. к. верят, что ведьма (вештица), поедающая детей, на «волка» не покусится; имя Byко дают также, чтобы сын был здоровым и сильным, как Волк (серб.).
                   

                      Волк в приметах.

                     Повсеместно Волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает удачу, счастье и благополучие. Чтобы встретиться с Волком, берут с собой в дорогу головку чеснока (витеб.). В украинских свадебных песнях обращаются к Волк с просьбой перебежать на счастье дорогу молодым по пути к венчанию. Для ведьмы встреча с Волком опасна, и если кто-то упомянет ведьму, следует сказать: "Волк ей путь перебежал, не поминайте ее!". Волк забежавший в деревню, — примета неурожая (рус). Волк прокладывают свои тропы туда, где будет война (с.-рус). Множество Волков сулит войну (рус, макед.) или мор скота (макед.). Вой Волка предвещает голод (рус, мало-пол.); если Волк воет пастью вверх — это к голоду, прямо — к войне, к земле — к мору (малопол.), под жильем — к войне или морозу (рус), осенью — к дождям, зимой " к метели (бел.).
     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info