Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос  
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

     Герои сказаний
    Авдотья Рязаночка

    Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


            Авдотья Рязаночка — в славянских былинах мудрая героиня, справляющаяся с врагами хитростью и смекалкой. Образ несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается он в исторической песне, сложенной, по-видимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Песня начинается картиной татарского нашествия. 

    Авдотья Рязаночка - худ. Константин Васильев

    Славные старые король Бахмет турецкие 
    Воевал он на землю Российскую, 
    Добывал он старые Казаньгород подлесные. 
     Он-де стоял под городом 
    Со своей силой-армией 
    Много поры этой было, времени, 
    Да и разорил Казань "город подлесные, 
    Разорил Казань-де-город на пусто. 
    Он в Казани князей-бояр всех вырубил, 
    Да и княгинь-боярыней 
    Тех в живых побрал. 
     Полонил он народу многи тысячи, 
     Он повел-де в свою землю турейкую.

             Здесь по крайней мере два анахронизма. Первый — «король турецкий» и «земля турецкая», второй — «Казань подлесная». Это поздние замены царя татарского и земли татарской и Рязани. Древняя песня была откликом на нашествие полчищ Батыя и на разорение Рязани в 1237 году. Рязань первой приняла на себя удары нашествия, подверглась страшному разгрому — это событие было описано в книжной «Повести о разорении Рязани Батыем», где наряду с точными летописными подробностями нашли место и на-родные песни. Повесть завершалась рассказом о возрождении Рязани: князь Ингварь Ингоревич «обнови землю Рязанскую, и церкви постави, и монастыри согради, и при-шельцы утеши, и люди собра». В народной песне тот же подвиг совершает простая «молодая женка» Авдотья Рязаночка (кстати, имя «Рязаночка» говорит о местах, где происходили события). Но делает она это совсем по-другому. В песне немало сказочно-фантастического, необычайного. Вражеский царь на обратном пути ставит «заставы великие»: реки и озера глубокие, «чистые поля широкие, воров-разбойников» и «темны леса», наполненные «зверями лютыми». Авдотья Рязаночка одна осталась в городе. Она и отправляется в «землю турецкую» — «полону просить». Ей удается почти чудесным образом преодолеть препятствия. Она обращается к Бахмету: 

    Я осталася в Казани единешенька, 
    Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила, 
    Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, 
    Хошь бы своего-то роду-племени?

         Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон. 

    Да умей попросить у короля 
    полону-де головушки, 
    Да которой головушки боле век не нажить буде.

     «Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы». 

    Я замуж выйду — да мужа наживу, 
    Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой, 
    Да ли буде свекровка — стану звать матушкой, 
    А ведь буду у них снохою слыть; 
    Да поживу с мужем — да я сынка рожу, 
    Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде, 
    Да стане меня звати матушкой; 
    Да я сынка женю да и сноху возьму — 
    Да буду ли я и свекровой слыть; 
    Да еще же я поживу с мужем — 
    Да и себе дочь рожу, 
    Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде, 
    Да стане меня звати матушкой. 
    Да дочку я замуж отдам — 
    Да и у меня и зять буде, 
    И буду я тещей слыть...

         Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе. 

    А не нажить-то мне той буде головушки — 
    Да милого-то братиа любимого, 
    И не видать-то мне братиа будет век и по веку.

           Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно  «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат. 

    Ты умела просить у короля полону ли головушки, 
     Да которой-то не нажить и век буде... 
    Ты бери-тко народ своей полоненые 
     Да уведи их в Казань до единого. 
     Да за твои-ты слова за учливые 
    Да ты бери себе золотой казны 
    Да в моей-то земли во турецкие, 
     Да ли только бери тебе сколько надобно.

          Так, благодаря мудрому ответу Авдотья получает право увести на Русь «народ полоненые» в «Казань опустелую». Да она построила Казань-город наново, Да с той поры стала Казань-де славная, Да с той поры стала Казанъ-де богатая, Да и тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.,. Такова легенда о «молодой женке», совершившей чудо. В истинность происшедшего и в подлинность героини Древняя Русь верила твердо.

     


    Энциклопедия рекомендует приобрести:

     

     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info