Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


      Энциклопедия рекомендует приобрести:

    Виктор Поротников: Добрыня Никитич. За Землю Русскую!

       

    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос

     
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

    Владимир Петрухин: Древняя Русь

     

     

    Александр Афанасьев: Народные русские сказки
     
     Герои сказаний
    Дюк Степанович

    Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


              Дюк Степанович - герой русских быличек, не смотря на то что имя этого богатыря не совсем русское он считается популярным славянским персонажем.
            Ученые связывают его имя с латинским Лих, итальянским Лика — в значениях «герцог», «воевода», с украинским дюк — «богач».

    Дюк Степанович - худ. В. Поляков


             В некоторых версиях былины Дюк предстает как чужеземец. Он приезжает в Киев из дальней страны — «из Карелы упрямыя» или «из Индии богатая». По-видимому, тексты Древней Руси называли родиной Дюка Галицко-Волынскую землю: в XII—XIII веках это княжество было могущественным и независимым от Киева. В отличие от известных нам богатырей, которые из своих княжеств едут в Киев, чтобы стоять на защите Русской земли, Дюк приезжает сюда с недобрыми целями.
    С самого начала былинного повествования в Дюке выделяются две особенности. Первая — богатство героя, роскошь его наряда. Вот, к примеру, как описывается снаряжение Дюкова коня:

    И седлал седелышко во две тысячи, 
    Накинул попону не суредниную 
    — Оторочена была попона в три строки:
    Перва строка была красна золота,
    Другая строка чиста серебра,
    Третья медью-казаркою,
    Которая медь подороже
    злата и серебра,
    Подороже скатного жемчуга;
    Дорога была попона — во три тысячи.

    Вторая — обладание чудесным оружием и магическим знанием. Дюк владеет тремя стрелами, которые оперены перьями «сизого орла»: этот орел на море бьет птиц, потом летит к утесу и оставляет там несколько своих перьев; их подбирают купцы-корабельщики и развозят по разным землям, дарят царям и богатырям. Дюк к своим стрелам приладил драгоценные камни — яхонты: при полете стрелы светились, и Дюк мог подбирать их ночью.
    По дороге в Киев Дюк встречает необыкновенные препятствия — три великие заставы:
    «змеи поклевучие», «львы-звери поедучие», «горушки толкучие, они сходятся вместе и расходятся». Дюк преодолевает их по совету матери: он бьет коня, первый раз — между ушей, второй — между задних ног, и конь благополуч-но переносит его в безопасное место. Все эти подробности говорят нам, что в образе Дюка задержались следы мифологического героя (владение чудесным оружием и знанием, как миновать опасности), но преобладают в нем черты богатыря — правда, богатыря, который не участвует в воинских делах и проявляет свое богатырство другими способами. На пути к Киеву Дюк наезжает на шатер, в котором отдыхает Илья Муромец. Такие встречи богатырей в чистом поле обычно выливаются в поединки, и Илья готов помериться с незнакомым богатырем силой, но Дюк уклоняется от битвы и признает превосходство Ильи. Илье это нравится, и он предупреждает Дюка, что если тому придется туго в Киеве, пусть известит его, и он, Илья, «подсобит горю».
    Ради чего приезжает Дюк в Киев, ищет встреч с Владимиром? Похоже, ради того, чтобы покрасоваться, показать свое превосходство перед киевлянами, и главное — чтобы показать, насколько Киев беднее, неустроеннее его Галича, насколько он уступает его городу во всем. Идет серия сравнений — как в Галиче и как в Киеве. Большая часть описаний при этом не содержит ничего исторически реального, они выдержаны в условно-былинной манере, но важна их направленность — возвысить Галич и унизить Киев. Дюк высмеивает киевские мостовые: они «черной землей засыпаны», «подмыло их водою дождевою», и «замарал я сапожки те зелен сафьян»; мосты неровные, даже во дворце настланы плохо. Во дворце в Галиче иное дело:

    ...построены мосточики калиновы,
    А ведь столбики поставлены серебряны...
    А ведь постланы сукна гармузинные.

    Дюк Степанович - худ. Н.Н. Каразин

    Убогости Владимирова дворца противопоставлена роскошь дворца Галича. За пиршественным столом сравнения продолжаются. Утонченный вкус приезжего богатыря не выносит киевских калачей, поскольку они плохо пахнут: нижняя корочка — кирпичной печью, а верхняя — хвоей, потому что их обрызгивали помелом из сосновых веток. К тому же тесто месят в сосновых бочках, обитых еловыми обручами. Не то что в Галиче:

    У моей родителя у матушки 
    А построены ведь бочечки серебряны, 
    А обручики набиты золоченые, 
    Да ведь налита студена ключева вода...
     Да и построены печки муравленые*, 
    У нас дровиа топятся дубовые, 
    А помялушки повязаны шелковые, 
    Да ведь настлана бумага — листы гербовые... 
    А калачик съешь — по другоем душа горит.

    То же самое — с вином: в Киеве оно и варится в неподходящей посуде, и хранится в обыкновенных погребах, так что оно задыхается. В Галиче и посуда другая, и хранится вино подвешенным на цепях: «чарку выпьешь — по другой душа горит».
    Наконец, Дюк сопоставляет богатство свое — и Киева: у него двенадцать погребов золота, серебра и жемчуга, и

    На один я на погреб —
    на красное на золото —
    Скуплю и спродам ваш город Киев. 

    Возмущенный похвальбой гостя, Владимир посылает (обычно Добрыню) проверить справедливость слов Дюка. Добрыня сталкивается с таким великолепием, с такими излишествами в роскоши, о которых он не мог и думать. В этих описаниях проявились характерные для Древней Руси понятия о дальних странах с несметными сокровищами и сказочной красотой. В былине упоминается то Индия, то Галич, но это не столь важно. В городе «крыши как огонь горят» — от золотых кровель. Боярский двор — на семи верстах, с позолоченными заборами и столбами, с серебряными подворотнями. Здесь тридцать три терема златоверхих, с хрустальными крылечками.   Интерьер — сказочный — с  поющими царскими птицами, с росписями на потолках и стенах, изображающими солнце и все небо. Добрыня трижды ошибается, принимая за мать Дюка ее прислужниц — так роскошно они одеты. Сама матушка является вся в золоте и серебре, от нее расходятся лучи по всему городу. Мать открывает перед киевлянами погреба с несметными богатствами. Добрыня, вернувшись домой, признается Владимиру: чтобы набрать столько бумаги, чернил, перьев для описания богатств, надо было бы продать Киев с Черниговом. Поездке Добрыни в Галич предшествует состязание Дюка с киевским богатырем Чурилой. Чурила был известен как большой модник, щеголь. Чтобы защитить честь Киева, он вызывает Дюка на спор — кто кого перещеголяет в нарядах: в течение трех лет каждый день нужно выезжать в новом платье и на новом коне. В этом споре за Чурилу поручается весь Киев, за Дюка — один Илья Муромец. Три года — это, конечно, типичная условность; все происходит значительно бысрее. Чурила обувает «сапоги зелен сафьян» с острыми носами и пятками и на таких высоких каблуках, что под сапогом воробьи пролетают. Дюк же обувает лапти, но плетенные из семи шелков и украшенные самоцветным камнем, к тому же они «со свистом». Победа здесь явно за приезжим богатырем. Чурила надевает роскошную кунью шубу, отороченную золотом, серебром и жемчугом. На петельках шубы вплетены изображения девушек, на пуговицах вылиты молодцы, и при застегивании они обнимаются, а при расстегивании целуются. Но и здесь победа остается за Дюком: на его шубе информация с сайта http://slavyans.myfhology.info

    Во пуговках литы люты звери,
    Да во петельках шиты люты змеи.
    Да брал он. Дюк...
    Плётоньку шелковую,
    Да подернул Дюк-от по пуговкам —
    Да заревели на пуговках люты звери;
    Да подернул Дюк-от по петелькам 
    — Да засвистали по петелькам
    люты змеи. 
    Да и от того-де рёву от звериного, 
    Да того-де свисту от змеиного
     Да в Киеве старой и малой на земли лежат.

    Чурила, проиграв спор, не успокаивается и вызывает Дюка на настоящее богатырское состязание: нужно на конях перескочить Пучай-реку в одну сторону и потом в другую. Состязание это кончается для Чурилы полным позором: он вместе с конем, вооруженный, застревает посередине реки, а Дюк на полном скаку хватает его «за желты кудри» и вытаскивает на берег. Согласно законам богатырских поединков, Дюк готов отрубить побежденному голову, но за Чурилу вступается князь. Так Дюк победителем оставляет Киев:

    И поехал Дюк ко городу ко Галичу. 
    И через стену махал прямо городовую 
    И через высоку башню наугольную. 
    И уехал Дюк во Волынь-землю богатую, 
    Во Волынь-землю и во славен Галич-град.
     


    Энциклопедия рекомендует приобрести:

     

     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info