Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Славянская мифология. Энциклопедический словарь

    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос  
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

     

    Александр Афанасьев: Народные русские сказки
     

    Александр Асов: Мифы славян. Сказания о богах, волхвах и князьях, почитаемых на праздниках старого календаря

     

     

     Герои сказаний
    Фома и Ерема

    Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


              Фома и Ерема - персонажи древнерусских повестей. 
    Знакомясь с этими героями (как и с героями повести о Ерше Ершовиче), мы входим в особую область культуры Древней Руси — в ее «смеховой мир». Люди той эпохи любили и умели смеяться — весело и добродушно, но и зло, обидно... В произведениях устного творчества и в книжной литературе смех был направлен на внешних врагов, но также и на «своих»: высмеивали глупых и неумелых, трусливых и ленивых, обманщиков и клеветников, ябедников. Доставалось и боярам, и дворянам, и простым людям. Не боялись смеяться над судом, над церковными обрядами, над учеными людьми, пьяницами, лекарями, монахами.

    Фома и Ерема а так же Прошка - русский лубок

    В литературе и фольклоре сложились устойчивые способы осмеяния: человек, явление, предмет становились особенно смешными, если им придавались уродливые черты, если недостатки до крайности преувеличивались, становились неправдоподобными, приобретали нелепый характер. Творцы смешного любили пародировать действительность (суд в рыбьем царстве — пародия на человеческий суд) — так острее обнажались пороки; реальный мир как бы выворачивался наизнанку и уже без покро-вов представал своими нелепыми, глупыми, смешными сторонами. Фома и Ерема — персонажи из этого смехового, вывернутого мира, но читатель хорошо видел за литературными образами живых людей. Они — братья, близнецы («за един человек, лицом единаки»), неразлучные в делах и помыслах. Впрочем, «приметами они разны»: 

    Ерема был крив, а Фома с бельмом, 
     Ерема был плешив, а Фома шелудив.

    Обратите внимание: повесть написана почти вся так называемым раёшным стихом, фразы строятся как бы на принципе параллельности — одна о Фоме, другая о Ереме, по смыслу они сталкиваются, но и сливаются, так как разница между братьями лишь внешняя, а по существу они совершенно одинаковы. Повесть состоит из ряда эпизодов, случаев из жизни братьев: все напоминает житийную икону с клеймами, только житие здесь явно пародируется, потому что герои не способны ни на какое дело, ничего не умеют, и им всегда не везет, всякий раз они попадают в смешную или опасную для них ситуацию. 
    Фома и Ерема — выходцы явно не из народной среды: их называют иногда торговыми людьми, иногда дворянскими детьми, просто знатными. Тем смешнее несовпадение их родовитости с внешним видом простолюдина. 

    На Ереме зипун, на Фоме кафтан, 
     На Ереме шапка, на Фоме колпак, 
     Ерема в лаптях, Фома в поршнях.

    Все, что они пытаются делать, — невпопад. Приходят в церковь и попадают на клирос, начинают петь, а Фома вопит. Пономарь просит за молебен, но денег у них нет, и он «осердился на них: 

    Ерему в шею, Фому в толчки, 
     Ерема в двери, Фома в окно...»

    Встретившись после этого, они рассуждают: 
    «Чего нам бояться, заодно мы бежим». Пришли на пир, у одного в руках гусли, у другого — орган; первым делом принялись за пиво: «сколько пьют, а больше на землю льют, чужого добра не берегут». Стали играть и напевать — не понравились: 

    Ерему дубиной, Фому рычагом.

    Отправились на охоту -- ничего не убили, спрятались от мужиков: 

    Ерема ушел в рожь, а Фома в ячмень, 
     Ерема припал, а Фома прикорнул, 
    Ерему сыскали, Фому нашли, 
    Ерему кнутом, Фому батогом, 
    Ерему бьют по спине, Фому по бокам.

    Убегая от побоев, зацепили на дороге сани, и опять 

    — Ерему бьют по ушам, Фому по глазам.

    Фома и Ерема

    И смерть пришла к ним такая же нелепая. 

    «Захотелось им, двум братьям, рыбки половить. 
    Ерема сел в лодку, Фома в ботник. 
    Лодка утла, а ботник без дна. 
    Ерема поплыл, а Фома не отстал.

    И как будут они среди быстрой реки, наехали 
    на них лихие бурлаки. 
    Ерему толкнули, Фому выбросили, 
    Ерема упал в воду, Фома на дно 
    — Оба упрямы, со дна не бывали...» 

    Сюжет о Фоме и Ереме пользовался большой популярностью в народной среде, вошел в репертуар скоморошьих потех, бродячих кукольников. В XVIII веке он изображался на лубочных картинках, перешел в сказку и песню, в устном исполнении это произведение можно было слышать еще в начале XX века. Текст, конечно, постоянно варьировался, менялись и вносились новые живые подробности, но содержание оставалось неизменным: родившаяся в Древней Руси история о незадачливых братьях оказалась удивительно близкой и созвучной по своей смеховой природе людям других эпох. 

    Мультфильм "Про Фому и Ерему"

     

     


    Энциклопедия рекомендует приобрести:

     

     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info