Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос  
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

     Герои сказаний
    Идолище

    Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


              Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь. 
    В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем. 

    Идолище и Илья Муромец - худ. Георгий Юдин


    А приехал поганое Идолище, 
    А сидит за столами за дубовыми, 
     А за ествами сидит он за сахарными, 
    А к царице сидит он личинищем, 
    А к царю сидит он хребетинищем... 

    А  вот как изображается внешность его. 

    А голова-то у Идолища как пивной котел. 
    А между глаз идет стрела каленая, 
    А в плечах у вора сажень косая та.., 

    Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя. 

    А кто помянет — А да такового у нас 
    да нонь судом судить, 
    А судом где судить, 
    да живому не быть...

     Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог: 

    — А велик ли у вас казак да 
    Илья Муромец?.. 
    — Не огромный наш казак да 
    Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть... 
    — А помногу ли ваш ест да 
    Илья Муромец?.. 
    — Не помногу ест казак да 
    Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых... 
    — Он помногу же ли да вина-то пьет?.. 
    — Он один же пьет да нунь стаканец ли. 

    Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства. 

    — Это что же есть да нынче за 
    богатырь ли! 
     Как нашии татарские богатыри 
    По кулю да хлеба к выти* кушают, 
    Не раз же по ведру вина да выпьют ли.

    Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен: 

    — А был бы то ведь здесь да 
    богатырь тот, 
    Как я бы тут его на долонь ту клал, 
    Другой рукой опять бы сверху прижал, 
    А тут бы еще да ведь блин-то стал, 
    Дунул бы его во чисто поле!

    И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:

    — У нас как у попа было ростовского, 
     Как была что корова обжориста, 
    А много она ела, пила, тут и треснула, 
    Тебе-то бы, поганому, да так же быть. 

    Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация: 
    определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, ИльеСоловья-разбойника).


    Фрагмент фильма - Илья Муромец 1956 г. (Идолище)

     

     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info