Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос  
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

    Владимир Петрухин: Древняя Русь

     

    Александр Асов: Мифы славян. Сказания о богах, волхвах и князьях, почитаемых на праздниках старого календаря

     

     

     Герои сказаний
    Микула Селянинович

    Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


              Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его. 

    Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
    Сошка у оратая поскрипывает, 
    Омешики** по камешкам почирикивают.

    Микула Селянинович - худ. А.Рябушкин

          И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа. 

    Как орет в поле оратай, посвистывает. 
    А бороздочки да он пометывает, 
    А пенье, коренья вывертывает, 
    А большие-то камни в борозду валит.

             В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
    Непривычно дороги и красивы орудия пахоты: 

    У оратая кобыла соловая, 
    Гужики у нее шелковые, 
    Сошка у оратая кленовая, 
    Омешики на сошке булатные, 
    Присошечек у сошки серебряный, 
    А рогачик-то у сошки красна золота.

    И наконец Вольга видит самого пахаря за работой: 

    А у оратая кудри качаются, 
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. 
    У оратая глаза да ясна сокола, 
    А брови у него да черна соболя, 
    У оратая сапожки зелен сафьян, — 
    Вот шилом пяты, носы востры, 
    Вот под пяту, пяту воробей пролетит, 
    Около носа хоть яйио прокати. 
    У оратая шляпа пуховая, 
    А кафтанчик у него черна бархата.

    Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображающих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать. 

    Микула Селянинович - худ. С.Талингатора

    Тут оратай-оратаюшко 
    На своей ли кобыле соловенькой 
    Приехал ко сошке кленовенъкой, 
    Он брал-то ведь сошку одной рукой, 
    Сошку из земли оц повыдернул, 
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.

    И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем. 

    Как хвост-то у ней расстилается, 
    А грива-то у ней завивается, 
    У оратая кобыла ступью пошла. 
    А Вольгин конь да ведь наскакивает, 
     У оратая кобыла грудью пошла, 
     А Вольгин конь да оставается.

    Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение. 

    — Ай же ты оратай-оратаюшко! 
    Как-то тебя да именем зовут, 
     Нарекают тебя да по отечеству? 

    С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info

    — Ай же ты Вольга Святославович! 
    Я как ржи-то сложу 
    да домой выволочу, 
    Домой выволочу да дома вымолочу, 
    А я пива наварю да мужичков напою, 
    — А тут станут мужички меня похваливати: 
    Молодой Никуда Селянович!

    Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

     


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info