Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Русские героические сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

     

     Герои сказаний
    Пересвет

     Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


             Пересвет - русский эпический герой. 
    Александр Пересвет, монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием (Донским) участвовал в Куликовском сражении. «Пришел из Орды ордынской князь Мамай с единомышленниками своими, со всеми князьями ордынскими, и со всею силою татарскою и половецкою, а еще нанял в войско басурман... А с Мамаем в единой мысли и в единой думе литовский князь Ягайло Ольгердович, со всею силою литовскою и с польскою, с ними же в союзе и князь Олег Иванович Рязанский со всеми своими советниками. И пошел на великого князя на Дмитрия Ивановича Московского...» 

    Пересвет - фраг. картины худ. Борис Ольшанский


             Такими словами начинается древнерусское «Сказание о Мамаевом побоище» -~ великой битве 1380 года на Куликовом поле, которая стала поворотным событием в освобождении Руси от татарского ига. В «Сказании» этом рассказ о действительных фактах битвы и об исторических ее участниках переплетается с народными легендами, звучат в нем и отголоски песенного фольклора. Скорее всего, легендарно-песенный характер носят эпизоды «Сказания», связанные с Пересветом. Великий князь Дмитрий Иванович стал собирать русские силы, призывая всех быть у Коломны к дню Успения Богородицы, а сам отправился в Троицкий монастырь, «к отцу своему преподобному Сергию получить благословение». После литургии, трапезы и благословения князь попросил Сергия: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, и ты с нами вместе поборешься». И Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались». 
                И дал им Сергий вместо тленного оружия - нетленное: крест Христов, нашит на схимах. И повелел им вместо шлемов возложить его на себя, и отдал их в помощь великому князю и сказал ему: "Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники". И сказал им святой старец: "Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!"».  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
                Так, по мысли автора «Сказания», в образах Пересвета и Осляби соединились две могучие силы: народного богатырства и христианской веры. 
                В ночь накануне битвы князь Дмитрий Иванович объезжал полки и к каждому обращался со словами: «Уже, братья, ночь приблизилась, бодрствуйте и молитесь в эту ночь, кре-питесь и мужайтесь... Уже ведь, братья, все будем от них пить чашу общую... чашу смертную, за святые Божий церкви, и за веру православную, и за землю святорусскую, и за мою обиду... Да мир будет с вами, братья мои, потому что спешат татары!» 
                Воевода Дмитрий Волынец, обладавший даром узнавать по приметам будущее, отправился вместе с великим князем на поле Куликово, между двумя войсками. Увидели они полыхавшие огненные зори — будто кровь в них выступала. И посчитал Волынец это за добрую примету: «Только призывай, государь, Бога на помощь с неоскудною верою». А потом «слез с коня и пал на правое ухо, приникнув к земле, и так лежал долгое время и поднялся. ...И сказал: "Одна примета на ве-ликую скорбь, а другая на неизреченную радость для тебя из рода в род... Будет победа христиан и державы твоей". В восьмой день сентября, на праздник Рождества Богородицы, начали с обеих сторон трубить трубы, полки стали занимать свои места. 
            «И поднялся царь Мамай с тремя князьями на высокое место, чтобы видеть кровопролитие человеческое, где съезжаются удалые люди с обеих сторон». 
            «Выехал из татарского войска громадный татарин, подобный древнему Голиафу, видеть даже страшно». В некоторых редакциях «Сказания» этого великана зовут Таврул, и он очень похож на былинного Идолища: «Трею сажень высота его, а дву сажень ширина его, межу плеч у него сажень мужа доброго, а глаза его, аки пивной котел, а межу ушей у него стрела мерная, а межу очи у него, аки питии чары, а конь под ним, аки гора великая». В этот-то момент, накануне общего сражения и возникает в «Сказании» могучий богатырь Пересвет. 
    «И начал безбожный татарин убивать православных христиан, а ему никто не мог сопротивляться из наших знатных, потому он был великий наездник и богатырь. Увидел это Александр Пересвет, чернец, посланный преподобным старцем Сергием. Был Пересвет назначен в полк Владимира. брата великого князя. И встретил он великого князя Дмитрия и сказал: "Тот ищет противника себе, я хочу выступить против него с оружием. Ведь если я не выступлю против безбожного татарина, то все вы будете от него побеждены". И возложил старец на свою голову вместо шлема куколь (монашеский колпак), а поверх одежды старец надел свою мантию. И видеть его было умильно и грозно. На голове его был образ архангельский, вооружен он был схимою повелением игумена Сергия. И сказал старец: "Отцы и братья, простите меня, грешного, и благословите. И ты, брат Ослабя, моли Бога за меня". И еще сказал Пересвет: "Святой преподобный Сергий, помогай своими молитвами святыми". И сел на коня своего и взял в руки посох преподобного старца Сергия, и устремился против безбожного, и все христиане воскликнули: 
    "Боже, помоги. Господи, рабу своему". И ударились копьями друг против друга, и копья их переломались, а пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба». «И вступили в бой в третьем часу дня и бились крепко. Видя же это, князь великий сказал: "Видите ли, братья, уже гости пришли к нам есть и пить человеческую кровь и поднимают у себя победные чаши, уже передовых напоили, и наши, опившись, уснули сном смертным. Время уже пришло, а час настал"». Так, ценой своей жизни Пересвет остановил уничтожение русского войска, вдохновил его и дал сигнал к победной битве... О Пересвете в «Сказании» вспоминают снова, повествуя, как после победы великий князь объезжает поле побоища, оплакивая убитых князей и воевод, каждому воздавая должное. «Приехал князь великий на другое место и нашел тут лежащим Пересвета Александра, чернеца брянского, тут же лежит и Таврултатарин, уподобляясь древнему Голиафу. А приметами того татарина были: высотою он был трех сажень, а плечи — в русскую сажень, а между глазами -- локоть целый. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: 
    "Видите ли, братья, русские сыны, многим было испить от него смертную чашу, но его победил Пересвет"». 


    Энциклопедия рекомендует приобрести:

     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info