Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Садко и другие русские былины

    Всеволод Миллер: Очерки русской народной словесности: Былевой эпос

     
     
     
    Нина Орлова: Герои русских былин
     
     

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Елена Левкиевская: 
    В краю домовых и леших. 
    Персонажи русских мифов

    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Русские Былины

     

    За землю русскую. Древнерусские повести

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

     

    Александр Афанасьев: Народные русские сказки
     

    Владимир Петрухин: Древняя Русь

     

     Герои сказаний
    Садко

     Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


                      Садко - герой русского народного эпоса. 
    Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев. 

    Садко - худ. Борис Ольшанский


              Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден. 
              Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
             Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары. 
    Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение. 

    Втройне товаров принавезено, 
    Подоспели товары московские 
    На тую на великую на славу 
    новгородскую. 
     — Не выкупить товара со всего бела 
    света: 
    Още выкуплю товары московские, 
    Подоспеют товары заморские. 
     Не я, видно, купеи богат новгородский 
    — Побогаче меня славный Новгород.
    — 
    Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание: 
    новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран. 

    Построил Садко тридцать кораблей, 
    На тыи на корабли на черленые 
    Свалил товары новгородские, 
    Поехал Садко по Волхову, 
     Со Волхова во Ладожско, 
    А со Аадожска во Неву-реку, 
    А со Невы-реки во сине море. 
    Как поехал он по синю морю, 
    Воротил он в Золоту Орду.
     
        Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг... Золотая Орда, — такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море». 
           Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду. 

    Заснул на дощечке на дубовой, 
    Проснулся Садко во синем море, 
    Во синем море на самом дне. 
    Сквозь воду увидел пекучись 
    красное солнышко, 
    Вечернюю зорю, зорю утреннюю, 
    Увидел Садко — во синем море 
    Стоит палата белокаменная, 
    Заходил Садко в палату белокаменну, 
    Сидит в палате царь морской.

    Садко - худ. Виктор Корольков

           По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток. 
            Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот — святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются:  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
    он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей. 

    Ты скажи-скажи и поведай мне, 
    Что у вас на Руси есть дорого? 
    У нас с царицею разговор идет, 
    Злато или серебро на Руси есть дорого 
    Или булат-железо есть дорого? 
    Ответ Садко: 
    — У нас злато-серебро на Руси дорого, 
    А булат-железо не дешевлея; 
    Потому оно дорого, Что без злата-серебра 
    сколько можно жить, А без булату-железа 
    жить-то неможно.

          Мифологические, сказочные и былинные загадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов: 

    Ай не угодно ли тебе, 
    Садко, женитися в синем море 
    Ай на душечке 
    как на красной на девушке... 
    Ай заутра 
    выбирай себе девицу да красавицу 
    По уму себе да по разуму.

             Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой. 
    Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними. 
           Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю. 
          В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info