Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Русские героические сказки

     

    Русь сказочная. Русские волшебные сказки

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Богатырская застава. Девять былин

     

     

     Герои сказаний
    Щелкан

     Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>


              Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища: 
    Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань: 

    С князей брал по сту рублев, 
    С бояр по пятидесят, 
    С крестьян по пяти рублев; 
    У которого денег нет, 
    У того дитя возьмет; 
    У которого дитя нет, 
    У того жену возьмет; 
    У которого жены-то нет, 
    Того самого головой возьмет.

    В другом варианте: 

    Черт-от с улицы брал по куриие, 
    Со избы брал он по петуху, 
    Со бела двора он по добру коню, 
    У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
    У кого жены нет, 
    самого в полон возьмет. 
    Где ли Щелкан побывал, 
    Как будто Щелкан головней покатил.

    По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие: 

    — Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич! 
    Заколи-тка ты сына своего, 
    Сына любимого: 
    Крови ты чашу нацеди, 
    Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
    И тогда я тебя пожалую Тверью старою, 
    Тверью богатою...

    Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра: 

    — Да чтобы тебе, брателку, 
    Да туда-то уехати, 
    Да назад не приехати, 
    Да остыть бы те, брателко, 
    Да на востром копье, 
    На булатном на ножичке.

    Этим грозным пожеланием данная версия завершается. 
    Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери. 

    А. немного он судьею сидел: 
    И вдовы-то бесчестити, 
    Красны девицы позорити, 
    Надо всеми надругатися, 
    Над домами насмехатися.

    В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ». 

    — И они с ним раздарили: 
    Один ухватил за волосы, 
    А другой за ноги, 
    И тут его разорвали, 
    Тут смерть ему случилася.

    Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося». 
    Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может. 
      А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе, 
    с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info