Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная

  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


     Языческие и народные праздники
    Коляда

     Вернуться к списку Народных и языческих праздников >>>


     24-25 декабря

             Коляда - один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Этот праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния - 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря.
    Эти дни - период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Сама точка "солнце ворота" считала довольно опасной, потому что Колесо года в этот момент размыкается, солнце может и не встать. Трещина между мирами распахивалась, духи  выходили и проникали в мир живых. Нечистые духи устремлялись в этот момент на землю, поэтому люди сосредотачивались в этот период на сакральном. Шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, подкорректировать его и т.п.

          День перед Колядой тоже праздновался и назывался Карачун. День когда как раз идет полное завершение года, окарачивает год, заканчивает, а после этого уже начинается новый цикл.
          Время было опасно для женщин на сносях, потому что они носили новую жизнь, а в этот период все обитатели нави стремились проникнуть в эту приоткрытую дверь на землю. Опасными были дни перед Колядой и после (так называемые Святочные вечера) Первые шесть дней были ворожными, страшными, колдовскими. Следующие шесть дней были светлыми, святыми. Это связано с тем, что каждый из дней соответствовал месяцу в году - темная половина года и светлая. (см. Точки года ) С одной стороны по точкам равноденствия. С другой стороны по точкам осеннего и весеннего перехода - 31 октября - Самхейн - 1 мая - Балтейн. В славянском ореале это считается по точкам равноденствия.

               Первый святочный вечер был накануне Коляды. Сама Коляда не относится к святочным дням. И далее считались следующие 5 дней соответственно.

            Самое важное в праздновании Коляды Зажигание нового огня. Сначала тушили все огни, даже огонь перед лампадой и зажигался новый огонь. В более древнее, языческое время, зажигались костры на вершинах холмов, как вариант - поднималось огненное колесо. Если на Купалу его катили, то тут поднимали. Считалось, что таким образом люди помогают солнцу подняться на небо. Через этот огонь идет сопричастность к божественному огню, к солнечному огню.
           С этого огня зажигали новый готовой цикл.
            Одно из важных событий этого периода, которое хорошо известно и по литературе дошедшей до нас и по старинным песням это колядование. Колядование шло почти на протяжении всех святок. Но пик приходился на день перед Колядой.
    Колядовщики выворачивали шубы наизнанку, как бы представляя выходцев из нави в которых славяне видели души предков. Страшными они были потому, что никто не может узнать выходцев из нави, для людей они все страшные. все кажутся нежитью. Либо это животные, что связывают нас с тотемизмом - древней верой в покровительство животных.
            Колядовщики ходили по дворам, пели определенные песни. Сначала пели песни которые простраивали как бы мир человека, ведь это открытие нового года, поэтому надо было простроить его мир. Пелось о мировом древе, где на макушке сидел орел, представляющий верхний мир - мир богов, под деревом щука - нижний мир. Именно такие образы использовались для понимания. Далее хозяин дома, у которого пелись эти песни должен был одарить колядовщиков, как бы одарить этот пришедший новый мир. Насколько он хотел блага на этот год, настолько он и одаривал колядовщиков. Считалось, что так хозяин одаривал предков, так он чтит свой род. Одаривали в основном едой. После этого колядовщики пели дому и хозяину благословление. Случалось так, что в доме куда пришли колядовщики жили приземистые хозяева, которые не хотели особо одаривать гостей, тогда колядовщики могли спеть и хулительные песни, которые не сулили ничего хорошего этому дому.
           Люди боялись, что колядовщики могут спеть такие песни и боялись что их дом вообще могут вообще обойти. Благие силы, силы предков только в этот период могли так близко контактировать с живыми, чтобы дать свое благословление.

             Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как сжигание Бадняка. За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят. через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева).
    Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят "Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год".
           Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать люди создают мост между явью и навью, между двумя годами. Дерево которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем как это дерево-полено сжигают ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов связанных с покойником.

           Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы. Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

          Коляда - когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает: 

     

    «Овсень, куда едешь? Мосты мостить! 
    Кому ездить? Коляде государю!
    На чём ему ездить? 
    На солнечной свинке! 
    Чем погонять? 
    Поросёнком!» 
    Проводив Овсеня, люди зовут: 
    «Приходи, Коляда!» 
    Появляются коляд овщики и поют песню: 
    «Мы ходили, мы искали Коляду святого 
    На земле, на небеси, по Славени, по Руси 
    По полям да по лесам, по долам да по горам 
    А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!» 
    Впереди идёт козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой). Колядовщики:
    «Пришла Коляда из Новгорода 
    На вороном конёчке, в малёванном возочке.» 
    Козовод: 
    «Ну-ка, девчонки, ну-ка мальчонки! 
    Вставайте в ряду, я козу веду!» 
    Перед козой идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ:
    «Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю 
    Счастья, радости желаю. 
    Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
    Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось 
    Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали. 
    Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю. 
    Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота 
    Овец с овсом, жеребца с хвостом. 
    Кто не даст пирога, тому куричья нога 
    Пест да лопата, корова горбата.» 
    Когда коза проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье». За козой идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт: 
    «Ой, пляшу, пляшу для дорогого 
    Может даст ползолотого. 
    Ой, мало, мало, на том не стало! 
    Ой, скачу, скачу, серебра хочу! 
    Раз имеешь сына, дай головку сыра 
    Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку 
    Если не богатый, выгони из хаты 
    Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.» 
    «Звери» подпевают: 
    «Наша коза - стара дереза 
    С Киева шла, всю Русь обошла.» 
    Коза: 
    «Коза, коза луплена, за две куны куплена 
    Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!» 
    Хор: 
    «Не ходи, коза, в тёмные леса. 
    Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие 
    Во тех лесах огни горят, огни горят горючие 
    На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие 
    У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют: 
    «Гой, Коляд о!» 
    Хотят тебя, козочка, зарезати. 
    Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.» 
    Кудесник бьёт козу в ухо и та падает. Хор: 
    «Вот коза упала, хвост свой задрала. 
    Нужно козе три куска сала!» 
    Кот: 
    «Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.» 
    Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пря-ники, печенье. Хор:
    «Встань, коза, встряхнись! 
    Встань, развеселись!» 
    Коза встаёт, пляшет и поёт: 
    «Твои волы, мои волы, гей, гей! 
    А впереди медведи, гей, гей! 
    А вдогон им две вороны, гей, гей! 
    В колеснице две синицы, гей, гей!» 
    Козовод: 
    «Слушай, коза, где трубы ревут 
    Где трубы ревут там блины пекут 
    Где блины пекут там и нам дадут!» 
    Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор:
    «Хозяин идёт, пожиток несёт! 
    Первый пожиток - мерочка жита, 
    Мерочкой жита коза будет сыта. 
    Другой пожиток - мерочка гречки, 
    Мерочка гречки - нам на варенички. 
    Третий пожиток - решето овса,
    Решето овса, сверху колбаса. 
    Будьте здоровы! Весёлых свят! 
    С праздником, хозяева!» 
    Хозяева одариваютколядовщиков. Кот: 
    «Мяу, мяу, мало! 
    Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!» 
    Козовод: 
    «Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.» 
    Хозяин: 
    «Нету сала, мышь украла!» 
        Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать . 
          На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: 
    «В гору катись, с весной воротись.»


     

    К списку
    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию slavyans.myfhology.info