Главная
  • Пантеон богов
  • Духи и существа
  • Волхвы -Ведьмы и пр.
  • Герои сказаний
  • Украшения/одежда
  • Ритуалы и обряды
  • Праздники - календарь
  • Народные игры
  • Предметы, артефакты - статьи
  • Травник
  • Славянская кухня
  • История
  • Галерея
  • Библиотека
  • Магазин оберегов, украшений и домовых
  • Прочее
  • Поиск-Главная


  • Каждому дому свой домовой. Домовые в подарок и на заказ


    Энциклопедия рекомендует приобрести:


    Славянская мифология. Энциклопедический словарь

    Владимир Бутромеев: Мифы и легенды древних славян

     

    Александр Иликаев: Мифы древних славян

     

     

     
    Пантеон славянских богов
    Прове

                      

                Прове (в лат. передаче Prove), в балтийско-славянской мифологии бог. Почитался как высшее божество в Старгарде (Вагрия). Связан со священными дубами, лесами и рощами, где и почитался во время празднеств, проводившихся во второй день недели жрецом Прове. Не имел идола. Имя Прове сопоставляется с именем бога Поревита у балтийских славян и с польск. Porvata, отождествляемой с Прозерпиной в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.). Согласно одной из гипотез, имя Прове  - видоизменение общеславянского имени бога грозы Перуна (ср. связь с дубом - деревом громовержца). По другой гипотезе (В. Пизани), имя Прове - один из эпитетов Перуна - *prav, «правый, справедливый», искажённый при передаче. Согласно третьему объяснению, Прове - бог плодородия, как и Поревит, чьи имена родственны слав. *рога, «изобилие, плодородие».

       Прове представлен в виде человека с бородой,  или козла, но с большими гениталиями, означая мужскую плодотворность. Он оберегает тех, кто нечаянно заблудится  в лесу и наказывает  тех кто рубит деревья и убивает животных. В Chronica Slavorum, Хельмонд из Босау рассказывает о том, что Прове почитался во времена принца Прибислава, в окресностях Олденбурга, а именно мы встречаем такое упоминание: «Помимо различных святынь, найважнейшим былПрове.  В каждый второй день недели собирался для суда народ и князь около одной оградки, с двумя калитками, где , непосредственно  служил священник Майк». Хельмонд разъясняет и то, что у Прове не было идолов.
         Илья  Данилов упоминает о Прове, как о покровителе  будущего, в том числе человеческого. По словам Czeslaw Bialczynski, сестра и жена Прове звалась Lesa (Борана). А одновременно с распространением христианства  Поревит был идентифицирован как Сатан или же славянский демон, Борута
                  Прове почитался ваграми, бог альденбургской земли по Гельмольду : "... мы отправились дальше по Славии в гости к одному могущественному человеку, имя которому было Тешемир, ибо он приглашал нас к себе. И случилось, что по дороге мы пришли в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь, среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой земли - Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной искусно сделанной оградой, имевшей двое врат. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли... Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны." О нем сообщают также Щедий Михей ("О германских богах" (ок. 1750 г.), "De Prove, deo sivepraeside Justitia ac fori" — А.Френцель ("История народов и обычаев Верхней Лужицы",1696). А в "Саксонской хронике" Конрада Бото (1495 г) сказано так: "1123 г. В Олъденбурге был бог, именовавшийся Прове, и он стоял на столбе, и имел в руке красное железо испытаний, и имел знамя и длинные уши, и пару сапог, а под ногой - колокол."

     



     

    На главную